Подростковая психика, несформировавшаяся, хрупкая и ранимая, практически постоянно подвергается изменяющему её внешнему воздействию – как положительному, так и отрицательному. Подросток – ребенок в возрасте от 12 до 16 лет – большую часть своего времени находится в коллективе, где на него влияют учителя и одноклассники. Кроме того, подросток может иметь обширный и неконтролируемый круг друзей и знакомых, чье поведение и образ мышления тоже накладывают отпечаток на личность ребёнка.
Однако, самым активным, по мнению специалистов, оказываются совсем не вышеперечисленные реальные люди. Мощный информационный поток, ежедневно обрушивающийся на ребенка, является подчас основным формирующим фактором его предпочтений и настроений.
Подросток порой не в силах справиться с таким активным влиянием, отличить действительно положительные примеры от сомнительных. Он поглощает информацию без разбора и фильтрации. Стоит ли потом удивляться противоречивому поведению, резким сменам настроений, грубости и беспомощности – качествам, и без того присущим непростой подростковой психике, и усиленным многократно при помощи массовой культуры.
Молодежные субкультуры порой становятся спасением мечущегося между различными образцами поведения ребенка. Приняв образ и правила поведения установленного образца (эмо, готы и тому подобные), кажущиеся порой родителям пугающими и неприятными, ребенок на самом деле может просто искать эмоциональной стабильности.
В поведении подростка может быть заключен такой парадокс – ему очень хочется выделиться, стать популярным и любимым среди сверстников, стать лидером. И одновременно в его сознании присутствует необходимость быть как все, следовать правилам поведения установленного образца – носить то же, что носят все, слушать музыку, которую слушают все, смотреть фильмы, пользующиеся успехом среди множества.
Массовая культура во многом рассчитана именно на возраст с 12 до 16 лет – возраст жадного потребления информации в огромных количествах и разнообразных видах. Безусловно, родителям можно и нужно пытаться эту информацию фильтровать. Существуют специальные интернет-фильтры, ограничивающие доступ к сомнительным сайтам, возможно также и ограничение количества телевизионных каналов при наличии дома спутникового телевидения.
Но необходимо учитывать, что недостаток интересующей его информации ребенок с легкостью восполнит – у приятелей, в школе, при общении в коллективе. Социализация, развитие, гармонизация личности невозможна без общения, познания мира со всех сторон – массовая культура в этом случае не исключение. Пытаясь заключить ребенка в строгие рамки, впадая в излишнюю категоричность, осуждая безоговорочно подростковые увлечения и кумиров, родители рискуют разрушить взаимопонимание между ними и ребенком, и без того ослабленное во время такого трудного подросткового возраста.
Поэтому основным и единственно правильным фильтром будет контакт между родителями и подростком, доверие и готовность всегда прийти на помощь. Главное, чтобы ребенок осознавал – что бы ни случилось, родители всегда на его стороне.
Автор статьи: Иваськова Ирина Викторовна
Добавить комментарий