Период между 10 и 16 годами называют подростковым. Это – время перехода от детства к взрослой жизни, период стремительных перемен и не менее стремительного развития. Перемены эти могут быть неприятными и скачкообразными, и затрагивают они все сферы – физическое и социальное развитие, эмоциональное и духовное. Меняются и формы познания себя и окружающего мира. Скорость протекания этих перемен зависит от множества факторов – пол, наследственность, окружение и здоровье – лишь основные из них.
Именно физиологические изменения считаются главной чертой подросткового возраста. Для тех, кто только вступает в подростковый период, характерны резкие скачки роста, изменения костной структуры, развитие мозга и мышц, а также гормональные перестройки. В том, когда именно начнутся перемены, огромную роль играет половая принадлежность. У девочек они наступают довольно рано, около 12 лет, а у мальчиков – около 14. Именно в эти периоды особенно опасны расстройства пищевого поведения, употребление наркотиков и начало половой жизни, так как они могут привести к серьезным нарушениям здоровья в будущем.
Еще один важный признак подросткового возраста – начало социализации. Подросток постепенно отделяется от семьи, его связи вне ее расширяются. В детстве ребенок очень привязан к тем взрослым, кого избрал примером взрослого поведения – учителям, родителям. В период взросления привязанность к взрослым постепенно замещается привязанностью к сверстникам – друзьям, одноклассниками. Социальная жизнь в этом возрасте – важнейший критерий самооценки. Девочки, как правило, общаются небольшими группками, связь внутри которых достаточно сильна, в то время как мальчики стремятся обзавестись как можно большим количеством знакомых. Подростку чрезвычайно важно мнение других о нем.
Процессы восприятия претерпевают в этом возрасте значительные изменения. На пороге подросткового периода ребенок начинает мыслить более сложными категориями, замечает более глубокие причинно-следственные связи и приобретает способность к абстрактному мышлению. Также для него становится доступной более сложная коммуникация, чем ранее, так как расширяются речевые навыки, и он уже без труда может выразить собственные эмоции словами. Абстрактное мышление позволяет мыслить категориями целесообразности, справедливости и совести. В это время жизни подросток определяет, какие морально-этические критерии будут подчинять себе его дальнейшее существование. В целом когнитивное развитие индивидуально и во многом определяется уровнем социализации подростка.
Родители и учителя, которым приходится сталкиваться с подростками, должны быть готовы к внезапно возникающим спорам и даже агрессивному поведению. Это происходит потому, что эмоции в это время захватывают и подчиняют себе подростка целиком. Для этого возраста характерна погруженность в себя, поскольку подросток начинает осознавать себя как личность и изучать собственные мыслительные и эмоциональные процессы. Конечно, каждый подросток уверен в собственной уникальности и неповторимости, как и в том, что никто не в силах понять того, что он чувствует. Они склонны идеализировать и себя, и мир в целом, так как внезапно открывшиеся возможности собственного разума кажутся им безграничными.
Добавить комментарий