Подростковый возраст, переходный возраст, отрочество – все эти определения связаны с возрастом 13-17 лет. Возрастом противоречивым и сложным. Описывая этот возраст, часто используют слово «кризис», подчеркивая сложности и трудности этого возраста.
Источник кризиса – переход от детства к взрослой жизни. Формируется чувство взрослости. Формируются потребности, мотивы, интересы, формы поведения.
Ряд подростковых проблем связан с неравномерностью развития. Взрослые порой не понимают или не замечают таких неровностей, их обескураживает и непомерная веселость, и необъяснимая утомляемость. Большинство родителей считают подростковый возраст самым «трудным», постоянно борются с подростками, поскольку считают их носителями бесчисленных недостатков и отклонений. Но самый продуктивный способ поведения по отношению к подросткам – это активная помощь и поддержка в формировании их личности, в обретении самих себя. Подростковый возраст – не просто один из этапов жизни, этот этап еще часто называют возрастом «второго рождения личности», поскольку именно в этом возрасте закладываются истоки начала дальнейшей жизни.
Чаще всего родители считают, что проблемы у подростка. Он стал грубым, вспыльчивым, неуправляемым. Но родителям необходимо понять, что ребенок повзрослел, а с ним продолжают общаться как с маленьким. Далеко не все родители готовы признать право взрослеющих детей на самостоятельный выбор друзей, проведение досуга, выбор профессии. Это требует сложной перестройки в восприятии собственного ребенка не как «объекта воспитания», а как самостоятельного взрослеющего человека, имеющего право на построение собственной жизни. А подросток чувствует себя взрослым и всеми доступным ему способами старается это доказать, чаще всего стремление освободиться от родительской опеки и контроля приводит к нарушению установленных правил. Родителям нужно помочь подростку принять себя, а для этого они сами должны научиться принимать его таким, какой есть. Вот несколько советов родителям подростков:
Кризисный характер отношений с родителями в подростком возрасте признается практически всеми. Если подростковый возраст успешно преодолевается, то отношения выходят на более высокий уровень, сохраняя глубину и теплоту. Необходимые для этого условия — взаимный интерес детей и родителей друг к другу, принятие родителями повзрослевшего ребенка, сопереживание его чувствам и проблемам. Тогда родительский опыт и мудрость не отвергаются, а становятся источником поддержки для подростка.
Подростковый возраст – это время, когда вместе с осознанием собственной уникальности, непохожести на других приходит и чувство одиночества. Это ведет к острой потребности в общении, но с другой стороны делает общение избирательным. Поэтому большинство подростковых проблем связаны с общением и отношениями. В этом возрасте возрастает роль групп и компаний сверстников. Общение со сверстниками в подростковом возрасте – способ самоутверждения. Ощущение значимости, принадлежности подростку необходимо.
Но именно в подростковый возраст самооценка становится неустойчивой: от крайне высокой до крайне низкой. Подросток то считает себя гением, то ничтожеством. А в глазах сверстников он должен быть самым сильным, самым умным, самым красивым, в общем «самым-самым». А если у него идет что-то не так, то мнение о себе сразу падает.
Часто взрослые совершают ошибку, чтобы подросток не зазнавался, постоянно указывают на его недостатки. И он, удовлетворяя насущную потребность в самоутверждении, ищет ее в компании сверстников. Принадлежность к компании повышает чувство уверенности, которой так не хватает в этот период.
Компания сверстников еще и место обучения общению, общению на равных. Построение взаимоотношений непростая задача, и навыки, полученные при ее решении, станут весьма полезными во взрослой жизни.
По мере взросления, у подростка все в большей мере проявляется стремление к независимости в коллективе сверстников и необходимость в признании значимости его личности. Подростковый возраст – это время, ребенок начинает задумываться над своими личностными характеристиками, анализировать причины своих конфликтов или наоборот успехов в общении со сверстниками. Так начинает формироваться осознанное отношение подростка к самому себе.
Подростковые проблемы – явление неизбежное. Но в силах взрослых облегчить эти проблемы, помочь подростку найти себя, преодолеть подростковый возраст максимально легко. Будем же к подростку внимательны и добры.
Автор статьи: Киселева Ольга Владимировна
Добавить комментарий