Трудные дети – это дети, чье поведение отличается от принятых в обществе моральных норм. К категории трудных детей относят и детей с выраженными интеллектуальными способностями и проблемных детей. Существует несколько различных понятий девиантного (отклоняющегося) поведения детей. В педагогике под девиантным поведением принято считать любое отклонение от принятых в обществе норм, моралей и ценностей.
Обычно причины появления отклоняющегося от нормы поведения подразделяют на 2 группы: причины с психическими расстройствами и причины социального характера. Подростков и молодежь в отдельную группу принято объединять по причинам возрастных кризисов.
Говоря о трудных детях, мы пытаемся описать и квалифицировать их трудности; также мы говорим и о норме, или здоровье, но описать нормального ребёнка гораздо труднее. Говоря об организме, мы широко представляем, что такое норма. Это означает, что физическое развитие ребёнка в среднем соответствует его возрасту и у него нет серьёзных физических болезней. Мы знаем также, что означает нормальный интеллект. Но физически здоровый, интеллектуально развитый ребёнок, даже с интеллектом выше среднего, может быть ненормально сформировавшейся личностью.
Мы можем, размышляя в терминах поведения, сравнивать одного ребёнка с другим его возраста, но не можем только на основе этого назвать ребёнка ненормальным, потому что существует очень широкий разбег в пределах нормы. Этого даже следует ожидать. Например, проголодавшийся ребёнок плачет, вопрос в том, сколько ему лет. Когда плачет голодный годовалый ребёнок – это нормально. Ребёнок берёт монетку из сумочки матери. И снова – в каком возрасте? Так поступает большинство детей в возрасте двух лет.
Нужно знать, нормально ли развивается ребёнок как личность и правильно ли формируется его характер. Сообразительность ребёнка не компенсирует отставание в формировании личности. Если эмоциональное развитие в каком-то пункте было зафиксировано, ребёнку приходится в соответствующих повторяющихся обстоятельствах и вести себя так, словно он всё ещё малыш. Например, мы говорим, что человек ведёт себя инфантильно, если в раздражении начинает отвратительно себя вести или испытывает сердечный приступ. Так называемая зрелая личность умеет справляться с раздражением.
Исходя из того, что жизнь по своей природе трудна, и ни один младенец или ребёнок не может не демонстрировать последствия этого, можно сделать вывод, что у всех есть симптомы, которые в определённых условиях можно считать симптомами болезни. Даже самая благоприятная домашняя обстановка, полная доброты и понимания, не способна изменить того обстоятельства, что развитие даётся человеку с трудом; ребёнку было бы трудно жить в семье, удовлетворяющей все его потребности, потому что у него не было бы выхода для оправданного гнева.
Таким образом, мы приходим к выводу, что у слова «нормальный» есть два значения. Одно значение полезно для психолога, которому необходим стандарт и который назовёт отклоняющимся от нормы всё несовершенное. Другое значение пригодно врачам, пациентам и учителям, когда они описывают ребёнка, который, вероятно, со временем станет удовлетворительным членом общества; и это несмотря на тот факт, что у этого ребёнка явно присутствуют симптомы поведенческих проблем.
Серьезные отклонения в психике имеют от 5 до 15% детей. Среди симптомов обычно встречается длительное сохранение расстройства, некоторые кратковременные страхи, а так же припадки, колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей.
Среди причин девиантного поведения возможны дефекты нравственного сознания, нарушение потребностей личности, особенности характера и эмоционально-волевой сферы. Обычно трудности в поведении ребенка возникают из-за сочетания неправильного развития личности и отрицательно воздействующей окружающей среды, а так же плохого воспитания. Одной из наиболее частых причин трудного поведения у подростков является незавершенность формирования личности, негативное влияние семьи и окружения. Развиваясь в неблагополучном социуме, ребенок усваивает его нормы поведения. При неправильно сформировавшихся моральных принципах в семье, ребенок может искать их в окружении и брать пример с аморальных форм поведения.
От 7 до 17 лет ребенок проходит некоторые стадии возрастного развития, на каждой из которых изменяются физические и психологические состояния организма. Не все дети в этот момент умеют владеть своими поступками. Часто изменения происходят слишком быстро, и ребенок не успевает адаптироваться к ним, в результате появляется низкая самооценка и неуверенность в себе. Многие дети школьного возраста попадают в категорию «трудных детей».
Семья – это перекресток традиций, нравов, потребностей и интересов. Но никакая семья не обходится без ссор, поэтому супругам важно обладать психологическими знаниями и помогать друг другу в воспитании детей. Семья, построенная на любви, обладает надежной прочностью и положительным влиянием родителей на детей. Ребенку необходима любовь и поддержка взрослых, и если он обделен ими, то и возникают трудности в воспитании, а, следовательно, и возникает девиантное поведение. Семья, в которой родители не смогли установить нравственные отношения, называется неблагополучной.
При воспитании трудных детей необходимо придерживаться некоторых принципов.
За воспитание ребенка ответственны и люди, и природа, и наука, и спорт. Но внешнее влияние он воспринимает опосредованно, через родителей. Они должны показывать свою любовь ребенку, оказывать помощь и поддерживать в любых ситуациях.
Добавить комментарий