Родителям часто бывает трудно определить, нуждается ли их ребенок в помощи логопеда. Ведь каждый ребенок уникален и развивается не по четко написанному сценарию. Однако, если у вас закрались сомнения касательно развития речи вашего ребенка, имеет смысл посетить специалиста.
Если вы не уверены, что ребенку необходима помощь логопеда, то представляем вашему вниманию небольшую таблицу основных правил, которые могут помочь ответить вам на этот вопрос.
Возраст
|
Навыки
|
12 – 18 месяцев |
|
2-3 года |
|
3-4 года |
|
5 лет и старше |
|
Если вы заметили некоторые отклонения от нормы, рекомендуется как можно скорее принять меры. Случается так, что у ребенка нарушен слух, или требуется коррекция речевого аппарата, в этом случае без помощи специалистов не обойтись. Однако, уже сейчас вы можете использовать специальные упражнения и артикуляционную гимнастику в качестве помощника.
Ежедневные занятия являются значимым фактором для развития речи и языковых навыков малыша. Важно, чтобы такие занятия проходили в доброжелательной и спокойной обстановке и вызывали у ребенка только положительные эмоции. Предлагаем вашему вниманию перечень наиболее интересных и эффективных упражнений.
Спрячьте разные предметы в квартире или во дворе и отправляйтесь на поиски. Каждый раз, находя предмет, проговаривайте его название и характеристики. Например, вы нашли машинку. Спросите малыша, что он нашел? Какого цвета и размера предмет? и т.д.
Совместите занятие с утренней зарядкой. Поднимая руки вверх, произносите: «Какая Маша большая!», затем присядьте и скажите: «Теперь Маша маленькая!» Поработайте с понятиями «широко-узко», «тяжело-легко» и т.д. Игры подобного рода помогают расширению словарного запаса ребенка.
Выполняя обычные домашние дела, привлеките своего маленького помощника. Попросите его, например, разложить носочки в одну корзину, а маечки в другую или сложить маленькие кубики в коробку, а большие поставить на полку. Посчитайте вместе, сколько предметов он положил в корзинку, какого они цвета, с каким рисунком. Подобные упражнения способствуют формированию понимания элементарных инструкций.
Задача данного упражнения формировать артикуляционные движения языком. Дети очень любят ассоциировать себя с кем-либо. И достаточно часто это братья наши меньшие. Предложите малышу попробовать полакать молоко, как киска. При этом объясните, что кошка для этого высовывает язычок, а потом его убирает.
Встаньте с малышом перед зеркалом и предложите посоревноваться, кто смешнее скорчит рожицу. Можно широко улыбаться, вытягивать губы, складывать язык трубочкой, расслабить его или наоборот сильно высунуть и напрячь. Такая игра поможет развить качественное звукопроизношение.
Возвращаясь с прогулки домой, попросите ребенка рассказать о том, что он видел: каких людей встречал, какие машины, что необычного приметил по дороге, какие впечатления у него остались. Во-первых, такое упражнение прекрасно тренирует память, а во-вторых, прекрасно развивает речь малыша.
Обсуждайте с ребенком все, что только возможно: просмотренный фильм, пьесу в театре, новую игрушку, поход в гости, предстоящие события. Старайтесь сами являться примером для подражания и с упоением рассказывайте о чем-либо, словесно приукрашая некоторые предметы или события.
Данное упражнение пригодиться, если у ребенка возникла трудность в произношении каких либо звуков. После правильной постановки языка и губ, предложите ребенку пошипеть как змея: «Ш-ш-ш-ш!», или пожжужать, как пчела: «З-з-з». При этом можно включить игровой момент и предложить малышу побыть назойливым комариком, который пытается вас покусать.
Дети этого возраста, как правило, уже ходят в подготовительную группу или в первый класс. Школа накладывает на маленькие неокрепшие плечи большую ответственность. Неудивительно, что для большинства детей поход в школу сопровождается стрессом. А что уж говорить о детях с нарушениями функции речи! Итак, чем можно помочь юному учащемуся.
Предложите ребенку рассмотреть бытовую иллюстрацию и придумать небольшую историю. Если ребенок затрудняется, помогайте ему и задавайте наводящие вопросы. Также можно поступить с какой-либо мелодией. Включите музыку (лучше, если это будет классическая музыка), предложите закрыть глаза и прислушаться к своим ощущениям. После прослушивания обязательно поделитесь впечатлениями! Пусть ребенок как можно точнее расскажет вам, что он представил во время прослушивания мелодии.
Старайтесь каждую неделю учить по одному стихотворению. Это должно быть не только машинальное заучивание, но и обсуждение смысла произведения. Добивайтесь четкого произношения слов, обращайте внимание на то, чтобы ребенок не «проглатывал» окончания в словах и делал фонетические паузы там, где это необходимо.
Учите скороговорки и добивайтесь четкого и правильного их произношения. Если ребенок запинается на каком-либо звуке, старайтесь поработать над ним: покажите, как расположен язык и губы при произношении данного звука. Затем проговорите слоги с использованием этого звука.
Если для вашего ребенка до сих пор актуальна проблема произношения звуков, то вы можете прибегнуть к следующим играм.
Игра на различие звуков «ш» и «ж». Называйте ребенку слово в единственном числе (например, «еж»), а ребенок должен вам ответить во множественном числе («ежи», «я увидел два ежа», «встретил много ежей»)
Игра на различие звуков «р» и «л». Предложите ребенку соревнование, кто больше слов назовет на букву «л» или «р». Главное условие, четко проговаривать первую букву.
Такие игры можно использовать и для отработки других труднопроизносимых согласных.
Логопеды уверены, что коррекция нарушения речи проходит гораздо успешнее при участии родителей. Дети, чьи родители были активно вовлечены в процесс, гораздо быстрее осваивают языковые навыки и развивают речь. Работая со специалистом и выполняя не сложные домашние упражнения, можно добиться хороших успехов в этом нелегком деле. Процесс этот длительный и требует определенных временных и энергетических затрат, однако, стоит проявить терпение, и старания будут вознаграждены.
Автор статьи: Засимова Ксения
Добавить комментарий