Подростковый возраст – это период активного познания мира, общества и самого себя. Этот этап жизни ребёнка насыщен переживаниями и событиями, первыми попытками определить свой жизненный путь. Процесс взросления в виде психофизического и физического развития, социального становления создаёт подросткам серьёзные трудности, в связи с чем необходимость в понимании и поддержке возникает как никогда остро.
Стремясь найти своё место в системе общественных отношений, стремясь к самоусовершенствованию, самоорганизации, самоутверждению, подростки часто сталкиваются с непониманием и отсутствием уважения со стороны взрослых. Возникающие противоречия способны порождать острый внутренний конфликт, искусственную задержку личностного развития подростка, приводя к лишению его возможности занять активную социальную позицию. Такое положение, с одной стороны, воспитывает откровенно потребительскую психологию, а с другой из-за социальной неопределённости вызывает чувство раздражения не только по отношению к окружающим, но и к самому себе.
С чтением всегда было связано духовное развитие человечества. Однако последние годы характеризуются резким падением интереса к печатному слову. Время досуга современный подросток всё чаще проводит перед телевизором или компьютером.
Сегодня на прилавках книжных магазинов очень сложно найти книги о революции, войне, в 3-5 раз упали тиражи классической литературы. Чтение всё чаще стало носить деловой или развлекательный характер. И всё же есть ещё подростки, которые с удовольствием читают художественную литературу.
Когда-либо проводимые исследования читательских предпочтений детей и подростков, всегда отмечали пристрастие к текстам сказочного или фантастического направления. Детям во всём мире нравится всё волшебное, чудесное, необыкновенное, да и взрослые читают фантастику с большим удовольствием. Например, Кир Булычев книги этого автора с удовольствием читает уже не одно поколение детей и взрослых.
Современные романтически настроенные подростки увлекаются жанром фэнтези. В ходе общения с подростками было выяснено, что чтение этих книг увлекает их романтикой открытий неизведанного и необычайного, открывает им новые горизонты, расширяет кругозор, развивает творческую фантазию и воображение. Через эмоциональные переживания, фэнтези побуждает стремиться к самосовершенствованию, самоанализу, развивает чувство прекрасного, позволяет задуматься не только над сиюминутными, но и над вечными вопросами.
Основная черта фэнтези, схватывается детьми очень чутко – естественность Чуда, размытость границ между мирами, возможность невозможного.
В большинстве случаев опыт и знание жизни подросток черпает именно из книг. Зачем совершать ошибку самому, если её можно совершить «понарошку», читая книгу и «примеряя» на себя положительные и отрицательные поступки героев, сопереживать им, принимая или осуждая их выбор, формировать для себя приоритеты и табу. Всё, происходящее с нами сегодня, уже с кем-то когда-то происходило, и кто-то это уже описал в художественном произведении. Читателям-подросткам книги интересны именно богатством информации и чужого опыта: за счёт «книжных переживаний» они компенсируют бедность собственного жизненного опыта.
Вместившая в себя лучшие традиции классической литературы и фольклорную мудрость, фэнтези сегодня взяла на себя роль, которую ранее успешно выполняла реалистическая, классическая литература, - воспитание личности.
Джоан Роулинг, Нил Гейман, Терри Пратчетт, Йон Колфер, Вадим Панов книги этих и многих-многих других авторов читают современные подростки.
Чтобы выбрать лучшие книги, разобравшись в этом огромном потоке фэнтези, юному читателю необходима помощь взрослых руководителей чтения, в первую очередь – педагогов-литераторов. Произведения фэнтези, рекомендуемые учащимся-подросткам, должны соответствовать определённым критериям, где главную роль следует отвести критерию эстетической ценности. Кроме него следует выделить и другие не менее важные: толерантность и неагрессивность; занимательность и соответствие читательскому возрасту, актуальность нравственных, психологических проблем, поднимаемых автором; доступность текста.
К сожалению, возможности литературы фэнтези в нравственно-эстетическом воспитании молодежи многими библиотекарями, педагогами и родителями до сих пор недооцениваются. Считается, что никакая популярная литература не сравниться в воспитательных возможностях с классической литературой. Однако не стоит игнорировать предпочтения подростков: часто бывает, что «поп-литература» становится единственным средством найти взаимопонимание между поколениями. В этом случае использовать это средство мы просто обязаны, тем более что фэнтези – часть «поп-литературы», которая имеет эстетически достойные произведения, имеющие завидную и неугасающую популярность среди подростков и юношества.
Добавить комментарий