Речь ребенка начинает формироваться уже с самого рождения, постоянно развиваясь пополнением словарного запаса (как активного, так и пассивного), а в более позднем возрасте – изучением грамматики и фонетики.
Важно учитывать то, что нельзя при разговоре с ребенком намеренно коверкать и искажать слова. После двух лет, ребенок, чья речь стремительно развивается в этом возрасте, пополняет свой словарный запас, стараясь повторять за взрослыми. Правильное и внятное произношение слов у взрослого поможет развить правильную связную речь и у ребенка.
Как и любое обучение в этом возрасте, занятия, направленные на развитие связной речи у детей, лучше всего проводить в игровой форме с помощью детских стихов, потешек, скороговорок, сказок и т.п. Хорошо использовать при этом красочные книги с изображением различных предметов, такие занятия пополняют словарный запас ребенка и тренируют его память.
Важно, чтобы ребенок к школьному возрасту уже умел качественно излагать свои мысли, поэтому, развивая его связную речь, следует развивать у него умение описывать, рассказывать, пересказывать, грамотно выстраивая свою речь и передавая суть рассказа. Можно просить малыша пересказывать любимые мультфильмы или сказки, или же рассказать о том, как прошел день в детском саду, чем он там занимался, что кушал и т.п. Читая ребенку книги и рассматривая иллюстрации, нужно побуждать его к пересказу и составлению рассказа по картинке. Чем больше родители будут задавать вопросов, тем больше будет стараться запомнить и рассказать ребенок, формулируя свои описания, тем самым пополняя свой словарный запас.
В развитии связной речи у детей большое значение играет и диалоговое общение с собеседником. Общаясь с ребенком, нужно постоянно задавать ему несложные вопросы, сначала помогая ему формулировать правильные ответы на них. Запомнив схему диалога, ребенок сможет уже сам выстраивать подобные беседы и со сверстниками, и с родственниками, и даже с любимыми игрушками.
Ролевые игры с куклами и мягкими игрушками помогут активизировать словарь малыша. Игрушкам можно придумать имена, характеры и разыгрывать с малышом различные сценки. Постепенно он научится играть самостоятельно, стараясь проговаривать придуманный в ходе игры текст, и таким образом отрабатывая навыки связной речи.
Играя с так называемыми перчаточными куклами, можно ставить сценки из любимых сказок. Тряпичная кукла, одетая на руку, для ребенка уже живое существо, способное двигаться и говорить. Такие игры замечательно тренируют интонационную выразительность речи, малыш учится передавать словами и жестами разные настроения и эмоции. Для каждой игрушки можно придумать отдельную историю, которую ребенок будет с удовольствием пересказывать родителям или товарищам по игре.
Добавить комментарий