Учитель – это эталон мастерства и воспитания. Поэтому самообразование играет в его работе огромную роль. Постоянное самосовершенствование, стремление достичь большего в профессии и во взаимодействии с людьми – это неотъемлемая характеристика педагога.
Традиционно, под самообразованием понимается осознанная деятельность, направленная на совершенствование каких либо качеств человека. При этом, педагог сам управляет этой деятельностью: планирует, ставит цели и задачи, контролирует процесс и результат. В чем же значение самообразования, в чем его необходимость?
Учитель, как никто другой, видит, как быстро течет время, как изменяется и углубляется наше знание о мире, как одна идеология сменяется другой, как дополняются и переписываются учебники и пособия.
Сегодня, знания настолько быстро растут в объеме, наука развивается и популяризируется с такой скоростью, что учителю требуется серьезное самообразование в своей предметной области, поскольку, и она не стоит на месте. Чтобы соответствовать своему призванию, он должен быть как минимум на шаг впереди учеников. Курсы повышения квалификации и специальная литература частично решают эту задачу. Однако, без внутреннего огня, без любви к предмету и высоких требований к себе и своей работе соответствовать будет труднее.
Педагог должен быть и методически образован. Владеть не только знаниями, но и методиками их преподавания. Это требует повышения квалификации в специальных методических объединениях и ВУЗах. Не менее важна и психологическая переподготовка. Быть лидером, завоевать доверие, знать законы групповой динамики и умело управлять ими в классе – вот качества, которые жизненно необходимы учителю в работе. Для этого можно использовать профессиональные сообщества, в том числе сетевые, обмениваясь информацией, новостями и опытом с коллегами. Индивидуальная и групповая работа с психологом, поможет снять стресс и улучшить навыки взаимодействия с людьми.
Через лица подрастающего поколения учитель смотрит на все новое общество. Он, как в капле воды, видит океан будущего человечества. Это требует от него формирования устойчивой собственной морально-этической и философской позиции. Учитель постоянно стоит перед необходимостью развивать и углублять собственную личность. Самообразование формирует у него следующие качества: предвидение изменений и их объективная неизбежность, прогнозирование последствий своих действий, творческий анализ ситуации.
Таким образом, в зоне самообразования учителя находится сразу несколько важных направлений: знание предмета, методика преподавания, психология отношений и управления, философское мировоззрение и личностное становление. Довольно сложно сбалансировано осуществлять самообразование по всем этим направлениям. Однако, обладая навыками планирования и управления своими действиями, каждый педагог вполне способен формировать годовой план собственного самообразования и саморазвития. Для того, чтобы наполнить его жизнью, а не только формальными результатами, следует придать этому плану индивидуальность. Это можно сделать, используя, например, техники коучинга. Создавая, так называемое, колесо баланса своих навыков самообразования, учитель может отмечать, в какую область сейчас наиболее важно направить свои усилия. Гармонично развивая все сферы своего самообразования, выстраивая конкретные шаги во времени и пространстве, опираясь на свои ключевые ценности, педагог без стресса будет двигаться по пути развития собственных качеств, получая любовь учеников и принося им радость узнавания нового.
Добавить комментарий