Под социометрией обычно понимают социально-психологический тест для определения характера взаимоотношений внутри малой группы. В его основу заложена социометрия Морено, который считал, что психологическое состояние личности зависит от неформальной структуры отношений в ближайшем окружении – соотношения симпатий и антипатий в группе, частью которой она является. А значит, определив место конкретного человека в этой системе, можно разобраться в его проблемах.
Для этого всем членам группы (класса) предлагается выразить на опросном листе свои предпочтения в конкретных ситуациях, которые называются социометрическим критерием.
Выбирая критерий, нужно обращать внимание на его значимость и понятность для анкетируемой группы.
В социометрии применяются два основных типа критериев: коммуникативные (вопросы типа: «Кого бы ты выбрал, если…?») и гностические, позволяющие определить, насколько человек осознает свое положение в измеряемом коллективе («А кто, по-твоему, выбрал бы тебя, если…»).
Если нужно определить иерархию группы, выбираются «ординарные» критерии: «Кого бы ты выбрал капитаном команды КВН?». Чтобы выявить отношения партнерства – «двойные»: «С кем бы ты не пошел в поход?».
По количеству возможных выборов, это могут быть «параметрические» критерии с ограничением числа выборов, и «непараметрические» - без ограничения, когда можно выбрать всех.
Социометрический критерий предлагается всем участникам в качестве письменного или устного вопроса. Для младших школьников социометрия класса должна ориентироваться на учебную деятельность или совместные внеклассные занятия. В частности, здесь предлагается социометрия для 5 класса.
На бланке анкеты нужно напечатать формулировки выбранных критериев и выделить место для ответов.
Нужно предлагать минимальное количество вопросов, чтобы не затруднять процесс обработки заполненных анкет.
Всем ученикам обследуемого класса даются порядковые номера (можно использовать номера в классном журнале). Список номеров и фамилий можно написать на доске, но если речь идет о пятиклассниках, то лучше раздать им анкеты с готовыми списками.
Анкетирование в классе проводит, как правило, школьный психолог. Важно, чтобы он пользовался у ребят определенным доверием, так как важно мотивировать их на выполнение этого серьезного дела. Для этого необходимо правильно составить вступительное обращение.
«Хотите узнать, дружный у вас класс или нет? Вы же любите всякие анкеты! Вот мы с вами сейчас поиграем в социометрию: это такая анкета, в которой нужно будет ответить на несколько вопросов… Чтобы получились правильные результаты, нужно отвечать так, как вы думаете на самом деле… Сначала обязательно подпишите свой листок. Иначе ваши ответы не принесут пользы… А я обещаю, что никому не покажу ваши анкеты. Вы узнаете о результате только, когда я все подсчитаю… Ну, а теперь читайте вопросы и сразу отвечайте. И главное – не подглядывайте!»
После подсчета количества выборов (положительных и отрицательных), составляется социоматрица. Для этого рисуется таблица, в которой слева по вертикали и сверху по горизонтали записываются фамилии всех учеников по порядку. И на пересечениях отмечаются сделанные выборы. Взаимные выборы или отказы можно выделять разным цветом и обводить кружком.
Итоговые числа нужно записать в нижних строках и крайних столбцах справа. По набранному количеству выборов в нижних строках матрицы можно определить лидирующего в классе ученика, или наоборот, аутсайдера (по максимуму отвержений).
Для каждого социометрического критерия составляется своя матрица.
Для дальнейшего анализа рисуется социограмма, на которой все участники опроса изображаются в виде геометрических фигур, соединенных стрелками, символизирующими отрицательные или положительные выборы.
Социоматрица и социограмма отражают иерархию отношений в опрошенном классе и статус каждого ученика. Чем он выше, тем выше его притягательность для одноклассников. Эмоциональными лидерами класса являются «звезды», набравшие более половины возможного числа положительных выборов, или собравший максимум плюсов от других популярных учеников.
На другом полюсе класса находятся отвергаемые, изолированные и игнорируемые ученики. У изолированных нет ни положительных, ни отрицательных выборов. Игнорируемые имеют больше отрицательных, чем положительных выборов; отвергаемые - только отрицательные выборы.
Социометрия для школьников выявляет также «высокостатусных», «среднестатусных» и «низкостатусных» детей в классе, в зависимости от суммы положительных выборов.
Тест может показать наличие в классе нескольких группировок со своими «звездами». Вся эта информация помогает учителю правильно планировать учебно-воспитательную работу в классе.
Добавить комментарий