Внеклассное мероприятие – важная составляющая работы учителя. Оно помогает педагогу установить контакт с учащимися и оказать на них воспитательное воздействие, к нему относятся походы в музей, зоопарк, экскурсии и т.д.
Успешная деятельность учителя во многом зависит от того, как он строит обучающий процесс и с помощью каких методов и приемов это происходит. Очень часто именно проведение внеклассного мероприятия позволяет пробудить интерес обучающихся детей к тому или иному предмету, повлиять на выбор дальнейшего учебного заведения и профессии.
В школе наиболее распространены такие внеклассные мероприятия, как творческие кружки и студии, научные объединения, общешкольные праздники, экскурсии, олимпиады. Все они проходят в три этапа. Сначала идет подготовка, потом само проведение и очень важный этап для учителя – самоанализ внеклассного мероприятия, подведение итогов.
Подготовка и организация внеклассного мероприятия потребует от учителя уделить много времени, чтобы подобрать подходящий интересный материал, который вовлечет учеников в этот воспитательный процесс. Подготовка включает в себя планирование всех этапов мероприятия, методы и приемы для его подачи, разработку наглядных пособий.
По итогам проведенного мероприятия учителем делается самоанализ внеклассного мероприятия. Существует два вида такого анализа: психолого-педагогический и предметно-содержательный. В первом варианте рассматривается обучающая направленность мероприятия, во втором – воспитательная.
Схема психолого-педагогического анализа
- Выбрать тему занятия и связать ее с учебным процессом.
- Выделить цели и задачи намеченной работы.
- Подготовить учащихся, объяснить их роль в предстоящей деятельности, подготовить наглядный материал, технические средства.
- Содержание и используемые технологии проведения:
- Проанализировать соответствует ли содержание мероприятия поставленной цели задачам;
- В чем заключается воспитательная и познавательная сторона подобранного материала;
- Соответствуют ли применяемые методы и приемы возрасту детей данной группы, их интеллектуальным особенностям развития;
- Личностные особенности педагога, проводившего занятие. Насколько он эмоционален, как хорошо знает свой класс и может увлечь ребят в воспитательную деятельность, как дети отвечают на его просьбы и пожелания.
- Оценить, насколько полученные результаты полезны будут в дальнейшей педагогической деятельности.
Схема предметно-содержательного анализа
- Особенности участников мероприятия (из какого класса, возраст, численность), как дети привлекались к участию (добровольно или принудительно).
- Тема занятия. Соответствует ли она педагогической цели, возрасту участников, актуальна ли для данного класса и времени. Кто является инициатором проведения.
- Поэтапное содержание работы, его структура (вводная часть, кульминация, концовка). Каким образом вызывался интерес у его участников.
- Каким должен быть желаемый результат. Какие эмоции и действия мероприятие вызывает у учащихся, как планируется сотрудничество и взаимопомощь, возникает ли у учащихся желание узнать больше, помогать товарищам и самосовершенствоваться. Какая роль педагога в происходящем мероприятии, какова его помощь.
- Особенности мероприятия (торжественность, культурная составляющая, традиции.)
- Насколько полезными и своевременными были используемые наглядные и технические средства.
Самоанализ внеклассного мероприятия
- Тема мероприятия, форма его проведения, кто является организатором. Цель и задачи, возрастные особенности группы учащихся. Место проведения.
- Особенности класса, группы. Из чего вытекает цель мероприятия.
- Обстановка, в которой происходит занятие, особенности помещения, его наглядное оформление, место учеников, техническая оснащенность. Как все это влияет на воспитательный момент.
- Каким образом школьники были осведомлены о будущем мероприятии и вовлечены в процесс. Как шла подготовка группы и каждого участника отдельно, учитывался ли возраст школьников.
- Несло ли начало мероприятия и его вводная часть, воспитательные задачи, на что была направлена его методика.
- Была ли достигнута основная поставленная цель и на всем ли протяжении мероприятия она раскрывалась, как связаны между собой отдельные этапы.
- Усвоились ли у учащихся новые приобретенные знания и умения, активизировался ли в полной мере их познавательный интерес. Какое нравственное значение несут эти знания.
- Наблюдалось ли воздействие на чувства участников, каким способом это было сделано, и как выражалась эмоциональная активность на практике. Какое общее настроение царило в помещении.
- Оценили ли ребята важность проведенного занятия.
- В чем заключалась особенность концовки, ее воспитательное и психологическое значение.
- Была ли достигнута поставленная цель, общая оценка и впечатление от проведенного занятия. Возможные предложения по коррекции.
Автор статьи: Ушакова Юлия Владимировна
Добавить комментарий