Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет. Именно этот возраст соответствует годам обучения ребёнка в начальных классах.
Поступление в школу вносит кардинальные изменения в жизнь ребёнка. Изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Теперь его ведущая деятельность – учение, а важнейшая обязанность – обязанность учиться, приобретать знания. Учение – это серьёзный труд, требующий организованности дисциплины и значительных волевых усилий ребёнка.
Вчерашний малыш стал школьником и должен влиться в новый для него коллектив, в котором ему жить, учиться и развиваться целых 11 лет. За это время он должен будет приобрести огромное количество новых знаний умений и навыков, познать окружающий мир, природу и общество.
Для того чтобы это предотвратить, родители и учитель должны постоянно проводить беседы с ребёнком, внушая мысль о том, что учение – это не праздник и не игра, а серьёзная, необходимая и ответственная работа, при этом она очень интересная, так как позволяет узнать много нового, а главное необходимого в дальнейшей жизни.
Как правило, вначале у ребёнка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности и он ещё не осознаёт её значения. И лишь результаты учебного труда формируют интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Это является основой для формирования у младшего школьника мотива к учению с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Интерес может сформироваться лишь при наличии у школьника чувства удовлетворения от своих достижений. Это чувство может быть взращено и впоследствии должно постоянно подкрепляться похвалой учителя, имеющим увидеть и подчеркнуть даже самый маленький успех, самое незначительное продвижение вперёд. Для младших школьников значение похвалы учителя особенно велико, если учитель смог завоевать высокий авторитет у своих подопечных.
Младшие школьники отличаются особой остротой и свежестью восприятия окружающего мира, им свойственна созерцательная любознательность. При этом следует помнить, что ребёнку этого возраста для того, чтобы воспринять предмет, необходимо что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Со временем, в процессе обучения происходит углубление восприятия, оно становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Другая возрастная особенность учащихся младших классов – это слабость произвольного внимания. Если старшие учащиеся могут поддерживать произвольное внимание при наличии отдалённой мотивации (могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Непроизвольное внимание младших школьников развито значительно лучше - всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Память у учащихся младших классов более развита наглядно-образная, чем словесно-логическая. Им проще запомнить и сохранить в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. У них преобладает механическое запоминание без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Воображение младших школьников воссоздающее - связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с заданным описанием, схемой, рисунком и т. д. Развитие творческого воображения связано с созданием новых образов на основе преобразования впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.
В процессе обучения младшие школьники переходят от познания внешней стороны явлений к их сути. Знания о свойствах и признаках предметов и явлений дают возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. Так начинают формироваться элементарные научные понятия.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Следует помнить, что характер младших школьников отличается импульсивностью. Дети склонны действовать незамедлительно, под воздействием сиюминутных обстоятельств и побуждений, не обдумав возможные последствия своих поступков. Причина кроется в необходимости активной внешней разрядки и возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Не могут похвастаться дети младшего школьного возраста и волевыми характеристиками. Им тяжело даётся длительная борьба за намеченную цель, преодоление трудностей и препятствий. Они могут опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности.
Нередко наблюдаемые капризы и упрямство – следствие недостатков семейного воспитания, а именно привычки ребёнка к тому, что все его требования и желания немедленно исполнялись и он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Их эмоции выливаются буквально на всё: их мысли, наблюдения, действия, поступки. Учащиеся младших классов не могут сдерживать свои чувства и контролировать их проявление. Они откровенны и непосредственны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Их эмоциональность выражается и в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. По мере взросления, формируется способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. При правильном воспитании за несколько лет ребёнок приобретает важнейший опыт деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно в процессе таких дел ребёнок приобретает основной опыт коллективной деятельности.
Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Эти компоненты, по В. В. Давыдову, следующие: учебные ситуации, учебные действия, контроль и оценка. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешнеречевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности. Если при выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это свидетельствует либо о неполноте освоенных ими учебных действий, а также действий, связанных с контролем и оценкой, либо о слабой отработке этих действий. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы.
Действия, направленные на усвоение общего образца — способа решения задачи, соответствующим образом мотивируются. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить именно данный материал.
Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии — так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса. Исследования показывают, что ряд существенных недостатков в овладении отдельными понятиями и способами решения задач связан с тем, что при формировании этих понятий и способов решения задач дети не были обучены выполнению всех необходимых учебных действий.
В умении преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.
В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух. В одном из экспериментов группу детей 9—10 лет обучали рассуждать вслух во время выполнения задания. Контрольная группа такого опыта не получила. Дети из экспериментальной группы с выполнением интеллектуального задания справились гораздо быстрее и эффективнее, чем дети из контрольной группы. Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к развитию рефлексивности как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга.
Умственные способности и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками довольно высоки. При правильно организованном обучении дети воспринимают и усваивают больше того, что традиционно дает обычная школа. Первое, чему нужно научить младшего школьника при выполнении домашних заданий, это выделение учебной задачи. Ребенок должен ясно представлять себе, каким способом выполнения задачи ему необходимо овладеть, для чего нужно то или иное задание как учебное, чему оно может научить.
Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте и в которых они с удовольствием участвуют. На первых порах обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения заняли, особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том, чтобы правильно распределить роли, установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи.
Добавить комментарий