Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит. Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.
Содержание
Сколько звуков в русском языке
Мягкие и твердые
Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных
Звонкие и глухие
Игровые упражнения для закрепления материала
В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.
Сколько звуков в русском языке
Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.
Всего 33 буквы:
- 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
- 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
- знаки ь и ъ - это буквы, которые не имеют звуков.
Всего звуков - 42:
- 6 гласных: [а], [о], [у], [и], [ы], [э];
- 36 согласных: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [ з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [ п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'].
Таблица, где собраны все буквы и звуки
Твердый и мягкий знаки
Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Ъ |
Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый. |
Ь |
Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему. |
Ещё одна полезная таблица
Мягкие и твердые
Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что они бывают твердые и мягкие.
Всегда мягкие и всегда твердые
Начнём с исключений. Существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые, которые не хотят становиться мягче.
Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменяемые по мягкости / твердости звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.
Всегда мягкие
(несмотря на наличие букв а, о, у, ы, э позади них) | Всегда твердые
(несмотря на наличие букв я, ю, и, е, ё или мягкого знака позади них) |
[Ч’], [Щ’], [Й’] |
[Ц], [Ж], [Ш] |
Как образуются мягкие звуки в русском языке
Мягкость согласные получают:
- если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
- в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).
Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:
- только звук, а не буква, бывает мягким или твердым,
- как определить мягкость или твердость по гласной,
- все ли мягкие имеют твердые пары.
Например, спросите: Ч мягкая или твердая согласная в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?
Образование твёрдых согласных
Твердыми звуки становятся, когда находятся:
- перед твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
- перед гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
- перед другим согласным: ТОРТ ([р]);
- а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).
Таблица твёрдых и мягких звуков
Для лучшего восприятия и запоминания следует прорабатывать пары слов, с противоположными звуками
Спросите: какие согласные мягкие, а какие твердые? Для начала следует использовать вспомогательные таблицы.
[б] - [б’] |
бал – белка |
[в] - [в’] |
волк – вилка |
[г] - [г’] |
год – гиря |
[д] - [д’] |
дом – детки |
[з] - [з’] |
зонт – зима |
[к] - [к’] |
кот – кит |
[л] - [л’] |
лото – лето |
[м] - [м’] |
мука – миска |
[н] - [н’] |
нос – низ |
[п] - [п’] |
пыль – пёс |
[р] - [р’] |
род – ряд |
[с] - [с’] |
сыпь – сеть |
[т] - [т’] |
таз – тир |
[ф] - [ф’] |
фон – филин |
[х] - [х’] |
ход – хит |
Звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.
Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных
За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ.
Если, произнося слог, говорящий улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такой слог содержит в себе мягкий звук. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то наоборот - твердый. Так изучать сложную тему станет проще и веселее.
Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки
Звонкие и глухие
Звонкими называют звуки, состоящие из голоса и шума, а глухими, состоящие только из шума. Звонкий согласный производится за счёт вибрации голосовых связок. Если дотронуться до шеи в области горла и издать «ЗЗЗЗЗЗЗ….», можно почувствовать эту вибрацию. Если делать то же самое, произнося «ССССССС…» - никакой вибрации не будет.
Непарные и парные по глухости звонкости
В русском языке 22 парных звонких и глухих согласных и 14 непарных.
- 11 – [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] – парные звонкие;
- 11 – [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] – глухие парные;
- 9 – [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] – это звонкие непарные;
- И ещё 5 – [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’] – это непарные глухие .
Таблица звонких и глухих согласных
Парный звонкий оглушается:
- в конце слова - дуб [дуп], пирог [п’ирок], улов [улоф];
- перед глухими согласными - коробка [каропка], книжка [кн’ишка], указка [укаска].
Парный глухой озвончается:
- перед звонким согласным - сдоба [здоба], косьба [каз’ба].
Непарные по звонкости/глухости не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками они находятся.
Например: вор [вор], ком [ком], горка [горка], панамка [панамка].
Игровые упражнения для закрепления материала
- Записав пары слов, включающих в себя парные звуки по твёрдости мягкости, можно попросить ребенка выделить цветом:
- гласные – красным;
- твердые согл. – синим;
- мягкие согл. – зеленым.
- Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их характеризовать звуки в них. Для первых попыток следует подбирать варианты из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
- Можно модифицировать предыдущее задание, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ЯБЕДА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
- Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.
- Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать Ъ или Ь знак.
Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:
- Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее. Таким образом, к схеме: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» подходит слово «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
- Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета - десять. Согласных мягких и твердых в сумме 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
- Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
- Для детишек, только начинающих изучать фонетику, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.
- В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
- Как только станет понятно, что с основами определения звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по принципу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.
Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет знать, как правильно охарактеризовать согласные звуки русского языка в словах.
Шишкина школа - видео по теме
Комментарии
в русском языке (1 класс)
Добавить комментарий