Словесные задачи по математике в 1 классе основаны на простых примерах из реальной жизни, чтобы помочь ученикам понять сложный математический язык. Это создает основу для дальнейшего совершенствования математических навыков.
Содержание
Решение задач
Когда больше не означает добавить
Помогаем найти или исправить решение
Типы задач для 1 класса
Заключение
Любой родитель хочет, чтобы ребенок учился на одни пятерки и легко понимал объяснения по всем предметам, начиная уже с первого класса. Но наряду с относительно простыми дисциплинами – например, чтением – есть и такие, которые даются далеко не каждому ребенку. Один из таких сложных предметов – математика.
Бывает, уроков в школе недостаточно для усвоения материала, ведь учитель не всегда может оперативно решать возникающие сложности индивидуально с каждым учеником. Не успел, не записал, не понял – и вот уже в знаниях первоклассника образовывается пробел, который с появлением новой информации будет только увеличиваться.
Некоторые родители нанимают репетиторов, однако это довольно дорого, учитывая ценообразование на современном рынке репетиторских услуг. Именно поэтому многие мамы и папы пытаются заниматься с ребенком самостоятельно, например, решают задачи для 1 класса по математике. Но ведь не у всех есть педагогическое образование и понимание того, как правильно это делать.
В этой статье можно найти и сами задачи для первого класса, и советы о том, как объяснить их решение ребенку.
Решение задач
Родители 6-7-летних детей должны помнить, что абстрактное мышление у них разовьётся гораздо позже большинства других учебных навыков. Ребенку крайне сложно представить условие задачи, поскольку он привык воспринимать и оценивать то, что он видит своими глазами, и исходит сугубо из собственного – пока еще очень маленького – опыта.
Нарисуйте картинку
Одна из причин, по которой задачи по математике в первом классе кажутся сложными, заключается в том, что ребята всё ещё не всегда могут правильно интерпретировать написанные слова. Когда они не могут понять, о чём их спрашивают, они не могут найти решение.
Итак, научите ребенка рисовать картинки. Числа в математике первого класса относительно малы, поэтому можно легко нарисовать картинку, чтобы проиллюстрировать большинство задач.
Кроме того, можно использовать наглядные пособия – специальные палочки для счета, кубики, опять же – картинки. Можете сами сделать их – вырезать из картона цветочки, яблочки, мячики или что-то похожее. Привлеките ребенка к этому делу – это вызовет больший интерес к картинкам и заинтересованность в дальнейшей работе с ними.
В первое время наглядные пособия или иллюстрации должны выступать главным инструментом решения любых задач. С их помощью вы сможете объяснить простые операции сложения и вычитания: сколько было изначально, сколько прибавили, сколько отняли. Ребенок быстрее поймет условие задачи, если оно будет наглядно выложено прямо перед ним, и ему будет легче найти решение.
Определите вопрос
Убедитесь, что ребенок видит и понимает вопрос. Если с этим возникают трудности, учите его находить вопросительный знак и смотреть, что спрашивают.
Найдите числа
Далее ученику нужно найти числа. Когда они записаны в числовой форме, это довольно просто. Когда они записаны словами, требуется немного больше внимания. Помогите ребенку научиться определять и записывать числа по слову, чтобы решить задачу.
Ищите ключевые слова
Задачи всегда включают в себя ключевые слова. Они говорят ученику, что делать, чтобы найти решение. Ребенку необходимо видеть ключевые слова, которые обычно встречаются в текстовых заданиях, определять их и знать, какому математическому действию они соответствуют.
Поскольку задачи по математике для 1 класса предполагают только вычитание или сложение, часто встречаются следующие слова:
- Сложение: стало, всего, вместе.
- Вычитание: осталось, на сколько больше / меньше /.
Так же, например, если в задаче есть слова, обозначающие отсоединение («убрали», «убежали», «улетели», «ушли» и др.), то правильной операцией в ней будет вычитание. И, наоборот, слова со значением прибавления («добавили», «прилетели», «пришли» и др.) требуют знака сложения.
Как решить задачу? Схема, условие, вопрос, решение, ответ!
Напишите уравнение
Учите ребенка использовать ключевые слова - подсказки и числа (числовые слова) для написания уравнения. Это особенно пригодится в следующих классах. Используйте знак вопроса вместо неизвестного. Написав уравнение, ребенок должен его решить.
Примечание: Чтобы успешно использовать этот метод ребенок должен очень хорошо ориентироваться в понятиях: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма и уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Спросите, имеет ли решение смысл?
Наконец, прежде чем записать ответ, ребенок должен подумать, имеет ли он смысл. Ответ, который логичен и соответствует тому, что задается вопросом, скорее всего, будет правильным. Слишком большой или слишком маленький ответ может указывать на то, что была использована неправильная операция.
Когда больше не означает добавить
После того, как ребенок при решении текстовых задач научится находить словесные подсказки, самое время перейти к следующему этапу.
Объясняем ребенку, что «Больше» обычно (но не всегда) предполагает сложение, а «меньше» обычно (но не всегда) предполагает вычитание. И приводим примеры, в которых эти слова предполагают противоположное тому, что они обычно означают.
Например: «В зеленой команде было 14 игроков, что на 2 больше, чем в красной команде. Сколько игроков было в красной команде?».
Помогаем найти или исправить решение
Если ребёнок «застрял», используйте стратегические вопросы, чтобы осторожно продвинуть его вперёд.
Например:
- Что происходит в задаче?
- Это проблема объединения или разъединения?
- Что ты знаете и что пытаешься выяснить?
- Какое действие ты мог бы использовать для решения проблемы?
Если ребёнок допустил ошибку в решении, определённый алгоритм действий поможет определить, где она была допущена, и исправить её.
Например:
- Прочти вопрос ещё раз.
- Что тебя просили найти?
- Как ты рассуждал в поисках ответа?
- Как ты нашел ответ?
- Дай развёрнутый ответ на вопрос задачи.
Для успешного решения задач, очень важно иметь развитые навыки устного счёта. Ежедневно уделяйте время решению простых примеров, пока навык не будет доведён до автоматизма.
Это не займёт много времени – вы можете задавать вопросы, пока ведете ребенка в школу, или же вместе выбираете продукты в магазине (например, предложить ему посчитать, сколько вы взяли яблок, а сколько груш, а затем вычислить общее количество фруктов). |
Типы задач для 1 класса
Задачи первого класса могут быть следующих типов:
- на нахождение суммы и разности,
- на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
- на нахождение слагаемого и вычитаемого,
- на нахождение уменьшаемого и суммы,
- на разностное сравнение,
- с косвенными вопросами,
- составные,
- на логическое мышление.
На нахождение суммы и разности
- Таня за неделю прочитала 6 книг, а Юля 3 книги. Какое количество книг за неделю девочки прочитали вместе?
- На одной парте лежит 5 тетрадей, а на другой – 8. Сколько тетрадей лежит на обеих партах?
- В очереди на кассе стоит 9 человек. Открыли вторую кассу, и к ней перешли 4 человека. Сколько человек осталось в очереди к первой кассе?
- На площадке играют 8 девочек и 11 мальчиков. Сколько всего детей играет на площадке?
- У Кати 6 подружек и 4 друга. Сколько всего друзей у Кати?
- Баба Аня разводит в деревне птиц. Сейчас у нее 8 кур и 6 петухов. Сколько всего птиц в хозяйстве бабы Ани?
- У Пяточка было 7 воздушных шариков, 3 из них улетело. Какое количество шариков осталось у Пяточка?
- Таня купила в магазине 4 открытки, а Оля 5. Найди общее количество открыток у девочек.
- Люде подарили букет из 15 ромашек. 8 ромашек завяли, и их вынули из вазы. Какое количество ромашек осталось в вазе?
- В альбоме 12 страниц. 5 из них уже заполнены рисунками. Сколько чистых страниц осталось в альбоме?
- На праздничном торте горело 12 свечек. 8 из них Серёжа задул с первого раза. Сколько свечек ему осталось задуть?
- Мама сорвала с одной яблони 4 яблока, а с другой 7. Найди общее количество сорванных яблок.
На увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
- В первый день Алена решила 15 задач, а во второй – на 5 меньше. Сколько задач решила Алена во второй день?
- В пенале лежит 7 карандашей, а на парте – на 3 больше. Сколько Карандашей лежит на парте?
- Соне сейчас 7 лет. Сколько ей будет через 2 года? Через 5 лет, через 10 лет?
- На столе в вазочке лежит 9 конфет в красной обертке, а в жёлтой на 3 меньше. Узнай количество конфет в жёлтой обёртке.
- Тетрадь стоит 16 рублей, а ластик на 4 рубля дешевле. Какова цена ластика?
- На кружок по робототехнике ходит 6 первоклассников, а второклассников на 5 больше. Какое количество второклассников занимается в кружке?
- У Димы было 15 машинок. А у его друга на 3 больше. Сколько машинок было у друга Димы?
- Катя живет на 8 этаже, а Маша на 3 этажа ниже. На каком этаже живёт Маша?
- Арбуз весит 5 кг, а дыня на 2 кг легче. Каков вес дыни?
- У Артёма 5 больших кубиков, а маленьких на 7 больше. Сколько маленьких кубиков у Артёма?
На нахождение слагаемого и вычитаемого
- У Маши было 9 новогодних открыток. Несколько она уже подарила своим друзьям и у неё осталось 3 открытки. Какое количество открыток она подарила?
- Ребята взяли в поход 20 бутылок воды. После похода осталось 4 бутылки. Сколько бутылок воды выпили ребята?
- Под ёлкой лежали 12 подарков, после того как дети свои подарки разобрали, осталось лежать 4 подарка. Сколько подарков забрали дети?
- Когда мама добавила к белым розам 3 красных, в букете стало 7 цветов. Какое количество белых роз в букете?
- С утра на стоянке было 12 машин. К обеду осталось стоять только 5. Определи количество уехавших машин.
- В корзине лежало 6 белых грибов. Когда в неё добавили подберёзовики, всего в корзине стало 14 грибов. Сколько подберёзовиков добавили в корзину?
- На площадке играли мальчики. Чуть позже на площадку пришли 5 девочек, и на площадке стало 13 детей. Сколько мальчиков играет на площадке?
На нахождение уменьшаемого и суммы
- Мама подписала 4 открытки и ей осталось подписать ещё 6. Какое количество открыток нужно подписать маме?
- У Андрея были конфеты. 3 из них он отдал Роме, и у него осталось 4 конфеты. Сколько конфет было у Андрея сначала?
- Когда в парке покрасили 6 скамеек, осталось покрасить ещё 8. Какое количество скамеек нуждается в покраске?
- Максим потратил на покупку ручки 15 рублей и 10 рублей у него ещё осталось. Какая сумма была у Максима до покупки ручки?
- Из курятника во двор вышли 5 куриц и 7 куриц осталось. Сколько всего куриц живёт в курятнике?
- Когда мотоциклист проехал 4 км, ему осталось проехать ещё 12 км. Какой длины весь его путь?
На разностное сравнение
- В зоопарке живет 4 крокодила и 7 обезьян. На сколько обезьян больше, чем крокодилов?
- Тане 7 лет, а ее брату – 14. На сколько лет Таня младше брата?
- Юра прочитал за первую неделю каникул 5 книг, а за вторую – 7 книг. На сколько книг больше Юра прочитал за вторую неделю, чем за первую?
- В аквариуме живет 3 золотые рыбки и 8 меченосцев. На сколько золотых рыбок меньше, чем меченосцев?
- Мама купила 5 килограмм картошки и 3 килограмма лука. На сколько килограмм картошки больше, чем лука?
- Катя купила 10 яблок и 5 апельсинов. На сколько апельсинов меньше, чем яблок?
- На уроке Олег решил 4 задачи, а Артем – 7 задач. На сколько больше задач решил Артем?
- В коробке 7 пирожных «Корзиночка» и 3 пирожных «Картошка». На сколько пирожных «Картошка» меньше, чем пирожных «Корзиночка»?
С косвенными вопросами
- В саду расцвели 5 тюльпанов. Это на 4 меньше, чем нарциссов. Какое количество нарциссов расцвело в саду?
- У Веры 12 цветных карандашей. Это на 3 больше, чем фломастеров. Сколько фломастеров у Веры?
- В уличном кафе 16 стульев. Их на 12 предметов больше, чем столов. Какое количество столов в кафе?
- От крыльца до калитки 10 метров, что на 3 метра короче, чем до беседки. Узнайте расстояние от крыльца до беседки.
- Тетрадь в клеточку имеет 18 листов. Это на 6 листов больше, чем в тетради в линеечку. Какое количество листов у тетради в линеечку?
Составные задачи для первоклассников разных типов
- В квартире на подоконниках стоят горшки с цветами. На подоконнике в зале стоит 1 горшок, на подоконнике в спальне стоит 3 горшка, на подоконнике в кухне стоит 2 горшка. Какое общее количество горшков с цветами в квартире?
- В понедельник Серёжа решил 3 задачи, во вторник 2, а в среду целых 5 задач. Сколько всего задач он решил за 3 дня?
- В парке растет 5 дубов, 4 клена и 7 лип. Узнайте общее количество деревьев, растущих в парке.
- Мама принесла пакет с 12 яблоками. Лена съела 3 яблока, Миша – 5 яблок, а остальные доела Ира. Сколько яблок съела Ира?
- Ксюше на день рождения подарили 7 воздушных шариков. 2 из них лопнули, а 3 она отдала младшему брату. Сколько шариков у неё осталось?
- Маша пригласила друзей на день рождения. Юля подарила Маше букет из 7 хризантем, Леша – из 5 роз, а Витя – из 3 лилий. Какое количество цветов подарили Маше?
- У Лизы в шкафу 5 футболок, 2 брюк, 4 юбки и 6 кофточек. Какое количество одежду лежит в шкафу у Лизы?
- В трамвае ехало 14 человек. На первой остановке вышло 6 человек, на второй – 5, а на третьей – 2 человека. Сколько человек осталось в трамвае?
- На концерте один певец исполнил 8 песен, а другой – на 2 меньше. Сколько всего песен прозвучало на концерте?
- Леша взял в библиотеке 7 книг, а Катя – на 3 книги меньше. Сколько всего книг ребята взяли в библиотеке?
- Юля собирает открытки. Открыток с животными у неё 10 штук, открыток с городами – на 3 меньше, чем с животными, а с цветами – на 5 штук меньше, чем с городами. Сколько каких открыток у Юли?
- Лена хочет купить набор карандашей за 16 рублей. У нее есть 10 рублей, 5 рублей и 2 рубля. Хватит ли Лене денег, чтобы купить карандаши?
- У Кати 2 конфетки и 2 шоколадки. У Кости – 1 конфетка и 1 шоколадка. У Вити – 2 конфетки, а у Светы – 1 шоколадка. Сколько всего конфет у детей? А шоколадок?
- Мама посадила 14 кустов роз. Когда цветы расцвели, оказалось, что 7 из них – красные, а белых – на 2 меньше красных. Остальные кусты не зацвели. Сколько расцвело белых кустов? Сколько кустов не зацвело?
Варианты логических задач
Развитие навыка логически мыслить столь же важно, сколь и умение считать. Занимательные задачи, которые мы приведем ниже, помогут развить гибкость и остроту ума ребенка.
- В красную, синюю и желтую чашки налили кофе, сок и чай. В синей чашке – не сок. В красной – не сок и не чай. Что во что налили?
- Что легче – килограмм пуха или килограмм железа?
- Сколько крыльев у 4 птиц?
- На столе стояло 10 стаканов с водой. Из двух стаканов вылили воду. Сколько стаканов стоит на столе?
- Двум матерям и двум дочерям понадобилось 3 билета, чтобы сходить в кино. Как такое может быть?
- За забором ходят овцы. Из-под забора видно 16 ног. Сколько овец за забором?
- Сколько ног у 10 ребят?
- Таня и Юля посмотрели 4 спектакля. Сколько спектаклей посмотрела каждая?
- В вазе лежат 10 яблок и 6 груш. Сколько овощей лежит в вазе?
- Катя старше Светы на 4 года. На сколько лет Света будет младше Кати через 6 лет?
Математика 1 класс. Задачи
Заключение
Математика – достаточно сложная дисциплина, которая дается не каждому. Однако школьная программа составлена так, чтобы школьник усвоил самые необходимые базовые знания. С самого начала обучения внимательно следите за тем, чтобы ребенок понимал хотя бы основы.
Ни в коем случае нельзя запускать какие-то проблемные, непонятные места – постарайтесь объяснить их ребенку, а затем давайте задания, чтобы закрепить материал.
Если ребенок будет регулярно решать задачи, развивая тем самым математическое и логическое мышление, это станет огромным вкладом в его дальнейшее обучение, в том числе в изучении смежных с математикой наук.
Кроме того, следует помнить, что в 9 и 11 классах ребенку придется сдавать государственные экзамены, поэтому чем меньше у ребенка будет пробел в математических знаниях к этому времени, тем легче ему будет подготовиться – возможно, даже без помощи репетиторов.
Добавить комментарий