Процесс развития речи у детей младшего школьного возраста является сложным и многоаспектным. Прежде всего, необходимо совершенствовать устную речь: улучшить чистоту звукопроизношения, исключить из речи диалектизмы, освоить сложные грамматические структуры, научиться употреблять деепричастные обороты, страдательный залог и т. д. С приходом в школу у детей увеличивается круг друзей, что, соответственно, вызывает расширение диапазона общения и сферы использования устной речи. Образцом для подражания становится учитель с грамотной речью.
Уже в первом классе учащимся необходимо овладеть навыком чтения и письма, которые являются сложными видами речи. Навыки письма и чтения являются самыми важными и значимыми, степень овладения которыми влияет на успешность обучения детей в среднем и старшем звене. Являясь формами условной коммуникации с опорой на конструкции шифровки звуков и декодировки графем, они рассчитаны на более высокий уровень развития таких психических процессов, как восприятие, внимание, память. Только при выполнении этих условий чтение текста младшими школьниками будет осознанным, а письмо – осмысленным.
Процесс овладения условной коммуникацией начинается с простейшего осмысливания речи младшим школьником, прослушивания рассказов и чтения наизусть небольших полюбившихся текстов. Очень часто ребёнок самостоятельно овладевает навыком чтения посредством прочтения знакомых названий и имён. Такое самообучение стало главным для утверждения гипотезы самостоятельного развития грамотной языковой культуры.
Объясняет эти факты научная теория о «зоне ближайшего развития» Л. С. Выготского, которая утверждает, что большое значение в развитии базисных навыков чтения и письма имеет обогащённая социальная среда и взаимодействие ребенка с компетентными людьми. К элементам такой среды относятся:
- читатели-взрослые,
- наличие книг у ребёнка,
- рассказы старших и прослушивание рассказов детей,
- разъяснение значения слов,
- общение с друзьями,
- развивающие игры со словами (шарады, ребусы и загадки для детей, кроссворды),
- захватывающие впечатления и умение рассказывать о них, обыгрывание и описание этих впечатлений,
- стимулирование интереса к письму.
Для достижения высокого уровня развития грамотности, необходимо, чтобы чтение и письмо стали информативными. Быстрейший процесс овладения навыком чтения достигается совместным прочтением занятных книг, где одну строку читает взрослый, другую – ребёнок. Этот способ считается более эффективным, чем отработка маленьких текстов до заучивания наизусть.
Письменную речь развивают при помощи сочинений и записей сказок, написания писем учителю, например, по теме «Как я провел лето» и т.п. И здесь не столь важен рисунок, который изображён на странице текста, так как главным для восприятия письма является его смысл, а не изображённые на странице буквы и слова.
Отрицательным в самостоятельном овладении навыком чтения является то, что такие дети плохо усваивают грамматику. Это объясняется тем, что дети заостряют внимание на содержательной стороне текста, а узнавание слов происходит по целому облику, что приводит к допусканию ошибок. Большое значение в работе Д. Б. Эльконина «Как учить детей читать» (1978 г.) отводится звуковому анализу слов, при котором фишки являются символами изображения характеристики звука и используются взамен букв. Каждый звук, будь то согласный твёрдый или мягкий, обозначен определённым цветом. Заменяя слово фишками, ребёнок производит анализ свойств звуков, сочиняет слова с выбранным звуком или по определённой теме. Работа по звуковому анализу слов является подготовкой ребёнка к успешному овладению грамматических правил и, наряду с этим, упрощает отшлифовку читательского навыка.
Исходя из множества научных исследований, хороший навык чтения способствует успешной успеваемости, без которого учащийся не может усваивать материал учебных программ и даже не понимает смысл задачи по математике. С этой целью администрацией школы систематически проводится контроль за скоростью чтения у учащихся младших классов.
Устная речь младших школьников постепенно насыщается фразами и выражениями письменной речи. В некоторых случаях, когда учащимся предлагается повторять на уроке слово в слово фразы из учебного пособия, речь учащихся становится неестественной, книжной, но, в результате, дети приобретают умение логически рассуждать.
В итоге развитой и упорядоченной становится внутренняя речь младших школьников, так как учебная работа нуждается в постоянном самоконтроле, самоотчёте и самооценке. Здесь также важна роль речи учителя, которая определяет порядок самостоятельной проверки.
В целом все виды учебной деятельности способствуют значительному ускорению развития речи детей и совершенствованию всех видов речи.
Добавить комментарий