Психолого-педагогическая характеристика класса начальной школы предполагает настойчивый и кропотливый сбор данных об учениках. Помочь в этом нелегком труде учителю или школьному психологу может эта статья.
Содержание
Основные сведения, включаемые в характеристику
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива, отражающая педагогические и психологические результаты исследований – это основополагающий документ начальной школы, без которого невозможно получить впечатление о классе в целом и об учениках, его составляющих.
Грамотно составленный документ позволяет раскрыть сильные стороны коллектива и определить слабые места, требующие педагогической коррекции.
В психолого-педагогической характеристике важно все: чем больше сведений об учащихся, тем объективнее документ.
Характеристика несет информацию о поведении детей и их успеваемости, об интересах и способностях, о физическом и умственном развитии. Информацию можно получить из личного дела, из материалов классного журнала, путем непосредственного наблюдения за учениками во время уроков и во время внешкольных мероприятий, с помощью тестов, анкет и специальных психологических методик, а также беседуя с учениками и их педагогами.
Исключительно важной будет педагогическая характеристика класса для нового учителя, к которому сформировавшийся коллектив пришел впервые, а также для педагогического состава школы в целом.
Огромную пользу представляет характеристика класса для плана воспитательной работы, который ежегодно составляют классные руководители.
Общая информация:
Направленность деятельности:
Учебная деятельность в школьном коллективе:
Межличностные отношения:
Психологический климат в школьном коллективе:
Выводы и предложения:
Каждый учебный год школьный коллектив, на который составлена психологическая характеристика класса, меняется в большей или меньшей степени. Приходят новые ученики или уходят старые, меняются педагоги, дети взрослеют, привыкают к каждодневным занятиям и самоконтролю, учатся сосуществовать рядом длительное время, определяются с выбором друзей и недругов.
Хороший учитель прекрасно знает своих учеников и дополняет психолого-педагогическую характеристику новыми фактами.
Именно поэтому характеристики начальной школы 1, 2, 3 и 4 классов будут отличаться друг от друга в зависимости от того, настолько увеличивается количество существенных факторов, необходимых для построения реальной картины.
Для примера, можно взять характеристику 1 класса обычной школы и на ее основе показать, как будут меняться характеристики во 2, 3, и 4 классах.
Представленный ниже образец характеристики поможет грамотно и с минимальными временными затратами составить информативный документ на любой класс начальной школы.
Средняя школа № 1 г. Смоленска. 1 «А» класс. Классный коллектив образован в 2011 году. В классе 25 человек - 15 мальчиков и 10 девочек. 20 детей – 2004 года рождения, 5 – 2005 года. До поступления в школу 22 ребенка посещали детский сад, 3 ребенка находились на домашнем воспитании. 10 детей прошли подготовку к школе на базе данного учебного заведения. 20 детей из полных семей, 5 детей из неполных. Из многодетных семей 3 мальчика. В классе три девочки с ослабленным здоровьем и один мальчик с хроническим заболеванием. Дети, в большинстве своем, достигли семилетнего возраста и готовы к школе. Среди шестилеток четыре мальчика с низким уровнем готовности к школе. В классе 18 детей умеют читать и писать, 4 человека читать не умеют совсем, 3 читают очень медленно. Основной вид деятельности класса – познание (учеба) и общение. В детях сильно развито желание выделиться и получить похвалу от учителя. В коллективе складываются свои традиции – поздравление именинников, девочек с Международным женским днем, мальчиков с Днем защитника Отечества. Ребята посещают музеи и библиотеки, детские театры и выставки. Учеба большинству первоклассников дается легко. 7 человек испытывают трудности с чтением, письмом и речью. В классе 6 школьников имеют высокий уровень подготовки. Большинство родителей контролируют успеваемость своих детей, прислушиваются к замечаниям педагога. Дисциплина в классе неплохая. Есть дети с неустойчивым вниманием, они с трудом концентрируются на занятиях, не могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство старается выполнять правила поведения в классе. Учатся правильно реагировать на происходящее, отвечать за свои поступки. Адаптация в школьном коллективе проходит легко. У детей складываются хорошие дружеские отношения. Мелкие стычки могут возникать на перемене, но школьники научились их разрешать самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу. Большинство детей обладают высоким уровнем коммуникативности, 2 мальчика и 2 девочки застенчивы и трудно идут на контакт. Между девочками и мальчиками нет конфликтов. Дети постепенно собираются в группы по интересам. Выводы: необходима грамотно выстроенная работа по адаптации первоклассников к школьной жизни. Ученикам необходимо научиться сосуществовать в коллективе, воспитать у них чувство дружбы и товарищества. |
Характеристика классного коллектива 1 класса на начало учебного года, в первую очередь, призвана помочь учителям оказать детям необходимую помощь в адаптации к школьной жизни, развить у них желание и умение учиться.
Психолого-педагогическая характеристика 2 класса начальной школы будет содержать те же сведения о численности и составе класса (смотрите пример выше). Если в класс пришли или из него выбыли ученики, педагог должен отразить эти сведения в характеристике.
Характеристика 2 класса от классного руководителя, готовая к использованию в учебно-воспитательной работе, должна содержать информацию об успеваемости, в ней должны быть выделены ученики, у которых существуют трудности в обучении.
Опытный педагог проанализирует отношения между школьниками, даст характеристику лидерам и детям, которых отвергают. Если в классе появились микрогруппы, учителю важно понять, на какой основе они созданы, и какие нормы поведения в них приняты.
Необходимо определить ощущают ли школьники себя коллективом и насколько активно участвуют в школьных мероприятиях?
Выделив плюсы и минусы школьного класса, педагог будет планировать методы и способы дальнейшей работы с классом в следующем учебном году.
Психолого-педагогическая характеристика 3 класса вновь отразит сведения о численности и составе класса. В характеристике будут данные об успеваемости, сведения о неуспевающих школьниках, и мероприятия, направленные в помощь таким учащимся.
Педагог сделает выводы об уровне дисциплины в классе, о творческом потенциале школьников, об активном либо пассивном участии в школьных мероприятиях.
Важной будет информация о том, дружен ли коллектив, насколько школьников волнуют проблемы их одноклассников, стараются ли они помочь друг другу? Каковы отношения внутри микрогрупп? Остались ли прежними лидеры, и изменилось ли отношение школьников к «отвержденным»? Насколько комфортно школьникам вместе?
Педагог будет планировать учебный процесс и психолого-педагогическую работу с учетом возрастных и педагогических особенностей детей.
Психолого-педагогическая характеристика 4 класса начальной школы будет отличаться более пристальным вниманием педагога к успеваемости детей. Значимым будет то, насколько серьезное отношение к учебе выработалось у школьников за эти годы. Учитель отразит сведения о дисциплине в классе. Расскажет о том, какие традиции сложились в школьном коллективе.
Важной будет информация об активе класса – кто в него избран, авторитетны ли избранные для своих одноклассников? Удается ли активу планировать и проводить совместные мероприятия? Умеют ли школьники высказывать свое мнение, защищать свою точку зрения, формировать свое отношение к поступкам одноклассников, оценивать свою работу и работу других?
Необходимо отразить в характеристике, насколько дружен класс, существуют ли конфликты внутри микрогрупп и между ними. Есть ли в классе изгои, комфортно ли школьникам в своем коллективе? Часты ли конфликты и как они разрешаются? Дружат ли дети за пределами школы?
Психолого педагогическая характеристика класса начальной школы уникальна тем, что составляется на новый, только формирующийся школьный коллектив. Опытный педагог видит зарождающиеся отношения между школьниками, лучше понимает причины конфликтов, может корректировать поведение школьников с самого раннего школьного возраста. Учитель способен направить энергию детей в нужное русло и определить векторы дальнейшего развития класса.
Добавить комментарий