Вопрос готовности детей к обучению в школе в условиях современного образования становится все более актуальным. Каковы же основные критерии, определяющие успешность дальнейшего обучения?
Оптимальным для вступления в школьную жизнь является возраст 7 лет. Именно в этот период на смену игре приходит обучение, как основной вид деятельности. Одной из распространённых ошибок, является стремление родителей отдать ребенка в школу как можно раньше (в 6 – 6,5 лет). Но, проблема заключается в том, что в этот период смена деятельности только начинается и ребенок психологически еще не готов к школе.
Столь раннее обучение может вызвать стресс, привести к повышенной утомляемости, снижению успеваемости, т.к. ребенок еще не наигрался, ему сложно принять учение как основу его новой деятельности. Также возможно проявление агрессивного поведения, как следствие избыточной психологической нагрузки, принятие не тех образцов для подражания.
Первое и самое основное – это наличие мотивации к учению. Ребенка должна интересовать не только игровая, но и познавательная деятельность, задания – вызывать интерес. Необходимо уметь наблюдать, делать выводы, логически рассуждать, решать поставленную задачу. Немаловажен фактор усидчивости, умения длительное время (35 - 45 мин.) выполнять даже те задания, которые не очень интересны для него.
Отдельной составляющей является внутренняя готовность школьника: желание и умение взаимодействовать с другими детьми, умение слушать учителя, воспринимать и выполнять его указания, умение подчиняться общим правилам поведения в коллективе. В случае, когда у ребенка игра преобладает над учением, ему нелегко подчиняться общим правилам школьной системы: работать на уроке (даже если урок идет в игровой форме), выполнять то, что говорит учитель. В результате ученик начинает отвлекаться, появляются проблемы в успеваемости, усвоении учебного материала, поведении.
Нельзя не рассмотреть такой фактор, как интеллектуальная готовность к обучению, которая включает в себя развитие логического мышления, речи (умения рассуждать), мелкой моторики (развитие руки, в дальнейшем почерк), памяти и внимания. Современное образование изменяет критерии для поступления в первый класс. Программы начальной школы требуют наличие уверенных графических навыков: правильно держать ручку или карандаш, уметь повторять элементы букв, воспроизводить простейшие узоры. Также необходимы навыки счета, хотя бы в пределах десяти. С детства необходимо развивать логическое мышление и грамотную речь, что является также важными составляющими школьного обучения.
Таким образом, говоря о личности ребенка, готового обучаться в школе, мы рассматриваем мотивационную, интеллектуальную и внутреннюю (поведенческую) готовность к обучению. Начинать работу над созданием данного комплекса следует заранее. Начните целенаправленную подготовку ребенка к школе хотя бы за 1-2 года до поступления в 1 класс, тогда вхождение в учебный процесс будет легким и интересным для ребенка.
Автор статьи: Булатова Елена Александровна
Добавить комментарий