Вы задумывались, как велико влияние родительских установок на ребенка в школе? В психологии это явление выделяют в особый стиль воспитания. Попробуем разобраться, какое влияние он способен оказать на развитие ребенка и становление его личности.
Содержание:
Очень часто взрослые жалуются на низкую успеваемость своих детей, поскольку чаще всего такая ситуация противоречит ожиданиям родителей. Причем, их переживания не всегда связаны именно с двойками.
Некоторые полученную четверку воспринимают как недостаточную активность ребенка на уроке, рисуя в последующем тенденцию к снижению успеваемости. Для других даже тройка – что-то из ряда вон выходящее.
Возможно, такая интерпретация оценок кому-то покажется удивительной. Многие взрослые не сильно озадачиваются настоящими причинами школьных неудач ребенка. А между тем, четверка – достаточно хорошая оценка, а тройки иногда бывают даже у прилежных, ответственных учеников.
По статистике, в классе есть хотя бы одна мамочка, которая убеждена, что ее ребенок может быть только отличником.
Как правило, таких родителей преподаватели «определяют» практически сразу (ещё при записи в первый класс). Они очень сильно волнуются на первом собеседовании, внимательно наблюдают за ответами ребенка и реакцией на них учителя, даже могут пытаться подсказывать.
Обычно их поведение весьма эмоционально, настроение очень быстро меняется (от робости до требовательности и даже грубости). Они стараются продемонстрировать все способности своего ребенка и негативно реагируют, если учитель невнимателен: «Предложите выполнить это задание. Он очень хорошо умеет писать и считать. Почему вы не хотите уделить нам еще времени?! Это ваша работа!».
Хотя такие родители идут на грубость в крайних случаях, потому что понимают – начинать знакомство с резких фраз достаточно не конструктивно.
Большинство преподавателей рассматривают таких матерей, в качестве активных помощников творческого, организационного и образовательного процесса. Таким образом, создаются специфические отношения между мамой и учителем, что автоматически создает для ребенка некоторое преимущество по сравнению с остальными детьми.
При наличии таких «особых» взаимоотношений с педагогом начальных классов можно преодолеть или легче разрешить последующие неприятности в течение первых четырех лет обучения.
Рассмотренная выше ситуация довольно часто встречается на практике. Особое положение ребенка в классе не результат его блестящей работы, а своеобразная благодарность преподавателя за оказанные родителями услуги. Следовательно, при таких обстоятельствах способности ученика не играют решающей роли.
Сложнее обстоят дела в случае, если родитель абсолютно уверен, что его ребенок наиболее развит по сравнению с другими детьми и поэтому может учиться исключительно на пятерки. При этом ставка делается на самого малыша, его способности, силы и умения.
Соответственно, еще до записи в школу у семьи вырабатывается установка только на успехи и достижения. Подготовительные занятия очень интенсивные и родительские ожидания изначально завышены.
Некоторые матери априори претендуют на специальное отношение к своему ребенку, так как она с ним очень долго занималась, и он прекрасно справлялся со всеми поставленными ею требованиями.
В ситуации неуспеха вполне возможно, что она гораздо сильнее, чем сам первоклассник, будет переживать низкие оценки (четверки, тройки).
Такое положение вещей обусловлено, прежде всего, родительской позицией. Следовательно, чувство неудовлетворенности будет возникать всякий раз при расхождении результатов и ожиданий. При этом расстройство матери передастся ребенку, который будет ощущать себя причиной ее расстройств, вследствие чего будет испытывать повышенную эмоциональную напряженность.
Добавить комментарий