Пословицы и поговорки – культурное наследие, сохранившееся с давних времен. Этот жанр русского фольклора представляет собой емкие выражения, в котором изложены наблюдения за природой, а так же накопленный опыт и практичные советы. Пословицы и поговорки содержат фразы с иносказательным смыслом. Поскольку понимание происходящего вокруг не может быть шаблонным и конкретным, то и восприятие сути различных поговорок у детей разное.
В процессе обучения дошкольников языку полезно использовать пословицы и поговорки. Дети воспринимают замечания, заложенные в пословицах, в прямом смысле, но уже понимают общий смысл этих выражений. Это способствует развитию логики и эрудиции, помогает познать разные понятия слов.
В.И. Даль считал, что пословица сродни притче и содержит в себе две части. Одна - это общее высказывание, а вторая это совет, объяснение. Детям дошкольного возраста зачастую необходима подсказка, намек для правильного понимания пословицы. К примеру: пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» - это не столько наука для портного, сколько полезный совет для любого человека, который задумал что-то сделать. Смысл пословицы состоит в том, что не надо совершать необдуманные поступки, стоит тщательно все взвесить и оценить возможные последствия.
Взрослый человек, который в жизни применяет пословицы, может помочь ребенку лучше понять истинную суть пословиц. Например, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» относится не только к рыбалке, но и к любому делу, ее смысл в том, что для получения результата надо хорошо постараться, просто так в жизни ничего не бывает.
Поговорка отличается от пословицы тем, что содержит неполное высказывание и оставляет простор для последующих размышлений, построения аналогий. «Одной клепки не хватает», «У него не все дома» - это поговорки о глупом человеке.
Русские народные поговорки – общие фразы, которые четко выражают наблюдение за явлениями в жизни и природе. Поговорки будут отличным помощником в обучении природным явлениям, связанным с разными сезонами и месяцами: «Март с водой, апрель с травой», «Март – до обеда зима, после обеда весна» и пр.
Поговорки и пословицы наполнены иронией, которой не обладают малыши. Годам к 5 ребенок потихоньку начинает понимать шутки, содержащие переносные значения. Если человек говорит «Когда рак на горе свистнет», то он подразумевает легкую иронию по отношению к делу, а не то, что дело невозможно выполнить.
Поговорки и пословицы носят полезный рекомендательный характер, в них прослеживаются замечания и жизненные советы. На основе этого жанра народного фольклора созданы упражнения, нацеленные на формирование жизненных установок, ценностей и приоритетов. Во время занятий со старшими дошкольниками предложите несколько пар пословиц. Одна из них пусть несет положительный смысл, а вторая – отрицательный. Например: «Дело мастера боится» и «Работа не волк, в лес не убежит». В русском языке очень много таких противоположных пословиц.
Старайтесь добавлять в свою речь поговорки и пословицы, это способствует развитию образного мышления у ребенка. Если малыш стал употреблять поговорки в разговоре с вами, не забудьте спросить, как он понимает основную суть этой фразы.
Добавить комментарий