Дети дошкольного возраста эмоциональны, подвижны, активны и любознательны. Ведущим видом деятельности для них становится игра; будучи традиционным педагогическим средством, игры позволяют решать задачи обучения и воспитания, физического и психического развития детей, формирования нравственных и волевых черт личности.
Особенное значение в дошкольном возрасте имеют подвижные игры – естественный спутник детства.
Двигательная активность на фоне положительных эмоций позволяет шире задействовать костно-мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы ребёнка, что улучшает обмен веществ детского организма и благотворно сказывается на здоровье.
В игре ребёнок осуществляет многие движения из специальных занятий, однако, присутствие интересной подачи, инициативы, фантазии, непринуждённости, эмоциональности происходящего выгодно отличает игру от упражнений.
Подвижные игры помогают совершенствовать двигательные умения и навыки ориентировки в пространстве, развивать ловкость, меткость, быстроту, внимание и скорость реакции, учат действовать одному и совместно с коллективом, вырабатывают волю к победе.
При организации подвижных игр в детском саду необходим учёт важных моментов:
Как известно, в дошкольном возрасте выделяют младший (4-5 лет), средний (5-6 лет), старший (6-7 лет) возраст. Для каждого субпериода есть свои подвижные игры в зависимости от сложности.
Одни дети всегда активны, быстро усваивают суть, не умеют или не любят ждать, уступать, точно соблюдать правила, стараются показать себя и могут не замечать других. В работе с ними необходимо делать особый акцент на соблюдении правил. Поначалу можно объединять таких детей для отдельных игр – с более сложными действиями. Хорошо подойдут и такие игры, где результат зависит от качества выполнения задания, а не только от быстроты.
Другие дети стеснительны, медленнее усваивают правила либо же просто боятся проиграть, поэтому в игру вступают с неохотой, неуверенно. Лучше не давать им сразу командные роли, пусть они подключатся к игре вместе с другими – и постепенно сами начнут проявлять инициативу! Важно одобрение даже малых успехов, а вот принуждение к игре, наоборот, запрещено. Подойдут подвижные игры с простыми действиями, где необходимо проявить внимание, ловкость, аккуратность.
Встречаются и дети, несколько отстающие в развитии от сверстников и не способные наравне с ними усваивать правила, включаться в игру, а также чрезмерно замкнутые и пассивные. Пусть они сначала поиграют в небольшом отдельном кругу (2-3 ребёнка). Не забывайте сопровождать и поддерживать их. Со временем можно подключать к ним более активных детей, а затем приглашать их в общие подвижные игры.
Целесообразнее проводить подвижные игры на свежем воздухе, например, на прогулке. В помещение же их переносят преимущественно в холодное время года (зима, конец осени, начало весны) или в дни с плохой погодой.
Для проведения подвижных игр требуется достаточная площадь игрового пространства, отсутствие опасных либо способных помешать игре факторов, наличие всего необходимого реквизита и снаряжения.
Подвижные игры обязательно сопровождаются правилами; Объяснять правила игры следует чётко, лаконично; при этом нельзя переключаться на другие темы. В конце следует обязательно уточнить, все ли дети поняли правила, а в процессе игры следить за их соблюдением.
Используйте жеребьевки и считалочки – их применение поможет избежать разногласий и сделает игру увлекательней.
Педагог сопровождает, поддерживает и направляет игру. Дети должны усвоить, что нужно стараться никого не ударить, не сталкиваться с другими; в игре «Салки» – легонько касаться рукой, а не бить и не хватать за одежду, если кто-то упал – не смеяться над ним, а помочь подняться.
Можно организовать беседу в кругу детей. Объясните, что в игре бывает по-разному: один раз проиграл, другой раз выиграл. Если кто-то выиграл, не надо дразнить других. Если кто-то проиграл, не нужно обижаться или огорчаться, всё получится!
После игры нужно подвести итог – и только в положительном ключе! Старайтесь подчеркнуть конкретные заслуги и достижения, пусть и небольшие. Негативные моменты тоже можно отметить, но с выражением надежды, что в следующий раз будет лучше, после чего похвалить всех детей.
При организации подвижных игр в группе:
Лучше подойдут подвижные игры индивидуального и подгруппового характера, игры с перестраиванием детей или действиями по одному. В гимнастическом зале и на улице можно свободно проводить командные подвижные игры, использовать бег врассыпную, метание, эстафеты. Игры, включаемые в состав физкультурного занятия, должны быть с действиями небольшой интенсивности, поскольку являются дополнительной нагрузкой к упражнениям.
Участие свежего воздуха делает подвижные игры, проводимые на улице, наиболее полезными и значимыми. При этом площадка должна быть свободна от всего, что может помешать игре, вызвать огорчение детей или травмы. В прохладную погоду рекомендуется использовать подвижные игры с активными движениями, а в жаркие дни – с более спокойным содержанием, чтобы дети не испытывали перегрева и утомления. В дни, когда есть физкультурное, логоритмическое, музыкальное занятие, подвижные игры проводятся в середине или в конце прогулки.
При правильном подходе подвижные игры научат детей играть честно, быть внимательными и организованными, ловкими и быстрыми, помогут развитию речевых умений, покажут, как правильно выигрывать и проигрывать, сформируют дружеские взаимоотношения, командный дух, подарят здоровье, радость и много-много отличного настроения!
Автор: Хелена Хансен
Добавить комментарий