Сначала мы должны дать определение методу социометрии вообще, а уж затем обратиться к непосредственному материалу, т.е. школьникам. Итак, социометрия в психологии – это метод, разработанный Дж. Морено, используется для выявления качества и динамики отношений в группе. Методика социометрия - один из самых надежных способов, чтобы выявить такие групповые параметры, как:
Ясно, что социометрия в школе у психологов достаточно популярна. Во-первых, она не занимает много времени, во-вторых, с ее помощью можно очень быстро получить первую, пусть и поверхностную картину о положении дел в группе (классе): сходу понять, кто лидер, кто аутсайдер. При этом не стоит надеяться на то, что методика социометрии даст все ответы на многие вопросы и послужит панацей от всех групповых проблем. Думать так – большая ошибка.
Социометрия для школьников. Прежде чем проводить социометрию в школе, необходимо четко выяснить три узловых момента:
Здесь следует остановиться и сказать, что если методика будет анонимной, то это снизит ее эффективность. Психолог должен знать своих героев (лидеров) и антигероев (аутсайдеров) в лицо. Как правило, личностность методики выступает тем барьером, который не могут преодолеть многие школьники. В итоге они зачастую отказываются от участия в этом тесте. Стоит ли говорить, что результаты социометрии для школьников не должны прилюдно разглашаться? Это может спровоцировать предвзятое отношение к некоторым членам класса. Естественно, что от него больше всех страдают аутсайдеры.
Когда подготовительная часть успешно пройдена, можно приступать непосредственно к тестированию. Испытуемым задается два вопроса. Их цель выявить симпатии и неприязнь к некоторым членам группы, выявить подгруппы внутри класса, другими словами, все те цели, которые мы обозначили в начале статьи.
Вопросы для социометрии готовятся таким образом, чтобы выявить уровень и качество взаимоотношений в двух плоскостях:
Примерами вопросов, раскрывающих сущность профессиональных взаимодействий, могут служить такие: «Вам дали сложную тему, кого вы попросите о помощи, прежде всего? А если этот человек недоступен, к кому вы обратитесь? А если два первых не могут вам помочь?» Вопрос о межличностных отношениях может выглядеть так: «С кем бы вы пошли в разведку?» или «Кого бы вы взяли на важную деловую встречу?».
Например, для того чтобы лучше уяснить динамику и характер отношений в группе, социометрия Дж. Морено проводится в одной и той же группе или классе несколько раз.
Вопросы в социометрии, раскрывающие все богатство общения непрофессионального и внеучебного, могут быть такими: «Если бы у вас появилась новая видеоигра, кого вы пригласили бы поиграть в нее вместе с вами в первую очередь, во вторую…?»; «Кого бы из класса взяли бы с собой на каникулы, если бы это было возможно?»; «С кем бы поделись единственной шоколадкой?».
Если вы думаете, что это какие-то стандартные вопросы, то ошибаетесь, вопросы тоже придумываются, исходя из группы, ее состава, потребностей и иных иногда произвольно взятых параметров, которые важны именно в этом исследовании и именно сейчас. Они могут быть также важны и лично для психолога, когда он выявляет какое-то одно качество группы.
Сама процедура может иметь две формы:
Достоинство первого варианта проведения социометрии класса.
Если мы не вводим никаких ограничений на число выборов, то перед нами раскрывается вся гамма эмоциональных связей между детьми в классе.
Недостаток первого варианта проведения социометрии класса.
Существенным недостатком такой формы проведения методики социометрии для школьников является то, что психолог не в состоянии без помощи вычислительной техники посчитать и обработать все результаты исследования.
Вариант, при котором каждый человек выбирает ограниченное число фаворитов.
Достоинства
Недостаток
От вас ускользнет богатство эмоциональных связей в коллективе.
Возникает закономерный вопрос: «Как обработать результаты социометрии?»
Обработка результатов социометрии – это отдельная песня, и это уже не совсем психология, а скорее, математика.
Психолог составляет таблицы, в которых помечает количество положительных и отрицательных выборов, затем в зависимости от результатов делаются выводы о лидерах и аутсайдерах, сплоченности группы, наличию в классе подгрупп. Процесс этот трудоемкий и кропотливый. В этом случае таблицы называются социоматрицами. К ним в дополнение используются социограммы – графическое изображение выборов членов группы, согласно заявленному психологом социометрическому критерию. Социограммы позволяют наглядно увидеть положение некоторых членов группы в коллективе.
Социометрия в школе. Социометрия как метод исследования внутригрупповых отношений, с одной стороны, весьма эффективен, если вы молодой специалист и пришли в школу только что, а директор от вас требует результатов исследования какого-либо трудного класса, а с другой стороны, этот метод не подходит для коррекции, он очень поверхностный.
К слову сказать, групповую иерархию вообще трудно сломать или как-то перестроить. Это дело лидеров класса. Только они могут изменить отношение класса к аутсайдерам. Но, к сожалению, дети жестоки. Им зачастую недоступны психологические нюансы взаимоотношений между людьми. Ситуацию может спасти только врожденное нравственное чувство, которым лидеры группы либо одарены, либо нет. Такая методика, как социометрия может выявить проблему, но, к сожалению, решить ее она не в состоянии.
Разница здесь не слишком велика, но раз уж взрослые обладают каким-то здравомыслием и, может быть, даже добротой, в отличие от детей, то им можно сообщить результаты социометрии, чтобы они постарались как-то наладить положение дел в своем трудовом коллективе. Ведь в действительности школьный класс не так страдает оттого, что он «недружный», как мучается коллектив взрослых. Правда, здесь есть один нюанс – изъян человеческой натуры: мало кто из взрослых в полном смысле является зрелым: т.е. добрым, здравомыслящим, отзывчивым человеком. Все беда в том, что детей воспитывают все те же дети, и нами тоже руководят дети, с чьими капризами мы должны мириться.
Автор статьи: Мануковский Валентин Владимирович
Комментарии
Добавить комментарий