Мы не оговорились - именно мотивация к дальнейшей учебе, трудовой и общественной деятельности должна стать основой для составления портфолио ученика младших классов. Ведь давно доказано, что в большинстве случаев успешность зависит не только от врожденных талантов, но и от того, насколько четко и правильно расставлены приоритеты и определены цели.
Но дети 7-10 лет не могут самостоятельно определить долгосрочные задачи и поставить перед собой определенную цель. В этом помочь могут родители и учителя. Именно взрослые должны структурировать показатели успеваемости и выделить достижения ученика. Правильно и полно собранное портфолио послужит основой для формирования жизненных ценностей и направлений деятельности. Этот материал в дальнейшем послужит основополагающим при выборе профиля обучения в старших классах школы и даже будущей профессии.
Портфолио ученика младших классов составить совсем несложно, оно не имеет четких ограничений и требований со стороны общеобразовательных учреждений. Но для начала стоит объяснить ребенку, что портфолио составляется для того, чтобы видеть результат проделанной работы, хороших достижений. Плюс этой работы - это творческое развитие ребенка, его психологический рост, повышение самооценки, стимул к самоорганизации и самоконтролю.
Соответственно, к созданию портфолио необходимо привлечь самого школьника. Большую часть работы по оформлению портфолио ребенок должен выполнять самостоятельно, но под руководством взрослых, например – отбирать и вклеивать фотографии, заполнять разделы необходимой информацией и т.д.
Мы уже говорили, что четких правил для составления портфолио учащегося начальных классов нет. В некоторых случаях схему предоставляют школьникам и их родителям администрация учебного заведения, или непосредственно классный руководитель. Но, как правило, структура портфолио в большинстве случаев состоит из нескольких определенных частей:
Личные данные ученика:
1) титульная страница (сюда нужно вклеить фото школьника, которое он выберет сам, вписать полное имя, школу и класс);
2) автобиография;
3) короткий рассказ о своих увлечениях (также ребенок может рассказать о своей семье, возможно, ее истории, о своих друзьях, населенном пункте, в котором он проживает или о школе, в которой учится);
4) перечень планов в учебе и в жизни в целом (возможно, мечты о профессии).
Достижения младшего школьника:
1) бланк «Перечень моих достижений», заполненный самим учеником;
2) приложенные работы (исследовательские работы, лучшие статьи и сочинения, творческие материалы);
3) грамоты и дипломы, полученные школьником за различные достижения - в учебе, спортивных и других соревнованиях, конкурсах и фестивалях (лучше раскладывать их в хронологическом порядке, что позволит не выделать какие-либо успехи);
4) характеристика, составленная учителем;
5) информация, подтверждающая учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
6) цели и задачи.
Материалы, демонстрирующие процесс развития и творческого роста школьника:
1) фотографии;
2) видео;
3) рисунки, результаты тестов и контрольных работ (а также самостоятельно сочиненные сказки, стихи или рассказы);
4) материалы, отражающие общественную работу и заслуги в этом школьника;
5) бланки, заполненные учеником: «Исследовательские, творческие работы»;
«Индивидуальные (элективные) курсы»; «Дополнительное образование».
6) перечень прочтенной школьником литературы;
7) учебный план;
8) награды ученика.
В подготовке этой части портфолио ребенок может принимать наибольшее участие, самостоятельно подбирая нужные материалы. Стоит предоставить ему в этом выборе максимальную свободу, что повысит уровень самоорганизации ребенка и привьет умение отделять главное от второстепенного.
Пожелания и отзывы:
1) отзывы о проделанной работе;
2) письменные рекомендации;
3) ободрительные письма;
4) цели в начале учебного года;
5) итоги учебного года.
Именно последний раздел портфолио должен стать самым главным для ученика, в деле повышения уровня его притязаний и самооценки. Уделяя достаточное количество внимания стараниям ребенка, можно впоследствии правильно и объективно оценить их. Выражая похвалу, не стоит ограничиваться словом «Молодец!», обязательно выделяйте конкретные действия и достижения ребенка, заслуживающие одобрения. Только в таком случае можно создать условия для роста мотивации. Также в этой части портфолио у учителя есть возможность выразить благодарности и пожелания в адрес родителей школьника, а также дать рекомендации и советы.
Важно чувствовать границы в распределении обязанностей и ответственности за подготовку портфолио. Это должна быть совместная работа учителей, родителей и школьника. Нельзя перегибать палку желая научить ребенка самостоятельности, свалив на него полностью всю работу по ведению портфолио. Ученики младшей школы не в состоянии четко структурировать свои мысли и формулировать желания, им не обойтись без помощи родителей.
Родители должны регулярно выделять время для совместной с ребенком работы над портфолио. В этом процессе важно поощрять его инициативу и творческий подход к делу. Пусть смело высказывает свое отношение к тем или иным результатам, это позволит увидеть уровень самостоятельности ребенка и определить его желания и потребности.
Также важна и работа учителя, особенно в процессе подготовки собраний достижений учеников. Кроме разъяснения правил ведения портфолио и структуры его составления, учитель обязан создавать условия для достижения школьниками определенных успехов (это различные конкурсы, выставки, фестивали).
Следите, чтобы работа над портфолио не позволяла ученикам одного класса соперничать друг с другом, а способствовала развитию индивидуальных особенностей каждого. Портфолио – это некий метод, позволяющий ребенку посмотреть на самого себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки, определиться с желаниями.
Добавить комментарий