Содержание
Как оформить портфолио школьника начальных классов?
Как выглядит портфолио ученика старших классов?
В связи с ускоренным развитием современного общества и уже давним переходом российского образования на новый уровень – уровень соответствия европейским образовательным стандартам и полной переориентацией на гуманистическую направленность образования, вынужденной необходимостью стали многочисленные реформации школьного обучения. Одной из подобных реформ стало внедрение инновационных технологий в среднюю и высшую ступень образования в нашей стране.
Основным в данных технологиях является личностно-ориентированное обучение, а одной из вспомогательных технологий стало психолого-педагогическое его сопровождение. В него, как известно, входит система портфолио – теперь уже константа образовательного процесса каждого уважающего себя ученика, дабы по окончании школы все сведения о его личности, учебной деятельности и достижениях были собраны в одной папке.
Портфолио ученика – это своеобразное досье школьника, которое ведет он сам.
Сейчас оно известно практически всем. Но существует только один главный вопрос: как правильно оформить портфолио школьника? Так как абсолютного шаблона и стандарта в его оформлении нет, каждый волен находить свой вариант систематизации материалов в этом личном документе. Однако существуют некоторые правила, касающиеся того, как оформить портфолио и основные разделы, которые обязательны в нем.
Как оформить портфолио школьника начальных классов?
- Конечно же, как и во всех документах, портфолио содержит титульный лист. И нет ничего сложного в том, как оформить титульный лист портфолио. Ученик должен указать свое имя, фамилию, возраст, название учебного заведения и еще некоторую контактную информацию. И, конечно же, не забыть вклеить/вставить (в зависимости от того, каким образом изготавливаете) свою фотографию. Можно также написать краткое сообщение о своем учебном заведении, о любимых учителях и предметах.
- Далее ученик, уже на следующем листе, как правило, даже третьем по счету, пишет о себе – автобиографию, как небольшое сочинение – рассуждение. После помещаются различные грамоты, награды за достижения в учебе и общественной деятельности, олимпиадах и прочие знаки отличия, полученные за время обучения и ведения данного документа.
- Затем, за разделом «достижений» идет раздел творчества, где нужно указать увлечения ребенка, секции или кружки, которые он посещает. Вложить туда необходимо все творческие работы, аппликации, рисунки, стихи или прозу (если ребенок пишет) и так далее. В дополнение можно подготовить анкеты для его одноклассников, где дети будут писать отзывы друг о друге.
- А прекрасным завершением в портфолио станет раздел об отзывах и рекомендациях классного руководителя по отношению к ученику. Это дополнит общую информацию о личности ребенка и, возможно, поможет ему в дальнейшем развитии.
Как видите, особенных трудностей с тем, как писать портфолио ученика начальных классов, в общем и целом, нет. Это легкий вид данного документа, так как он рассчитан на школьника младшего возраста. А вот портфолио для старшеклассника будет уже гораздо объемнее и чуть сложнее в оформлении, хотя составляющие практически те же.
Как выглядит портфолио ученика старших классов?
- Как и в предыдущем варианте этого документа, портфолио для старшеклассника должно иметь титульный лист с именем, фамилией и контактной информацией (телефон, e-mail, домашним адресом). Добавляется ко всему прочему еще графа о цели составления портфолио. Ребенок должен сам осознать важность этого вопроса и, на свой взгляд, сформулировать цель составления.
- Далее идет раздел о планах и интересах ребенка, где он сам прогнозирует, как и в какую сторону он будет развиваться, чего добьется через пять-десять-пятнадцать лет, и продумывает средства к достижению этих целей, то есть что он должен для этого сделать. По сути, это раздел: «Кем я хотел бы себя видеть, и что я должен предпринять, чтоб таким стать?» Здесь весь упор ложиться на аналитичность, которой нет в портфолио младшего школьника, так как рефлексия присуща в большей степени бурно развивающейся личности подростка.
- Следующий раздел предусматривает автобиографию ученика, которая уже гораздо меньше похожа на «небольшое сочинение», как у младшего школьника. Теперь практически все тексты, написанные для портфолио о себе, должны быть как можно более распространенными, с тем же упором на аналитичность. Написать же он должен обо всех годах обучения: дошкольная жизнь, учеба в школе и до настоящего момента.
- Затем будет идти раздел собственных достижений с приложением официальных документов: дипломов, грамот и благодарностей – а также их копий за участие в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и пр.
- После идет раздел с приложением документов, сертификатов и дипломов об окончании различных дополнительных курсов, расширяющих имеющиеся предметные знания либо развивающие в какой-либо другой необходимой области (творческой, научной, технической).
- Последующим разделом станет раздел творческих работ: стихи, проза, изобразительное искусство, иной вид искусства в каком-либо удобно предлагающемся виде, проектные работы. Смысл этого раздела, как и в подобном же блоке портфолио ученика начальной школы, во всем сохраняется, расширяется и дополняется лишь сама база.
- Завершает же документ снова раздел отзывов и рекомендаций со стороны преподавательского коллектива, где вновь имеет место быть комплексный анализ личности, и рекомендации составляются с учетом психологических качеств и направленности личности. Все то же, что и для ребенка младших классов, но в более официальном виде и более распространенном формате.
Вот, впрочем, и все советы на тему: «Как правильно оформить портфолио школьника». Основные разделы и их необходимое содержание вам известно, а как расположить это на бумаге и, затем, в папке при составлении – решение индивидуальное для каждого. Можно делать вручную, а можно, для экономии времени, составить его в графическом редакторе, коих в наше время достаточно. Далее – дело за вами. И помните: дорогу осилит идущий!
Школьное портфолио ученика - видео
Добавить комментарий