Прежде чем приступить к написанию сочинения-рассуждения, стоит разобраться, какие типы сочинений бывают вообще.
Подумайте: вот вы прочли какую-то повесть и хотите письменно поделиться своими впечатлениями от нее. Если вы начнете пересказывать ее содержание, события и действия персонажей, это будет сочинение-повествование. Такой тип сочинения можно определить, поставив к нему вопрос «что происходило?»
Если вы перескажете это же содержание, слегка приукрасив его, добавив какие-то интересные детали, сочинение станет описанием, и к нему легко подойти с вопросами «какие события? Какие герои?»
Сочинение-рассуждение отличается от описанных типов тем, что в нем происходит попытка объяснить причины поступков и поведения действующих лиц. К нему применим вопрос «почему так произошло?»
Если совсем коротко, то такое сочинение как бы ставит вопрос и дает ответ на него.
Целью сочинения-рассуждения является не только желание поделиться интересной информацией, и даже не столько оно. Как правильно писать сочинение-рассуждение? Главное здесь – анализ, благодаря которому автор сочинения способен вникнуть в причины происходящего, оценить и обосновать их, а также убедить того, кто это сочинение будет читать, в правильности или неправильности его точки зрения, может быть, постараться изменить ее или, наоборот, подтвердить.
Грамотно оформленное сочинение, как правило, состоит из трех частей. Предположим, вам задано сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая доброта?»
Первым делом следует определить его главную мысль, от которой надо «плясать», и четко ее сформулировать. В заданном сочинении необходимо дать определение доброты. Можно воспользоваться Толковым словарем русского языка или поискать высказывание известного человека.
1. Это и будет вступлением – тезисом, вокруг которого станут выстраиваться ваши рассуждения.
2. Вторая, основная, часть представляет собой аргументы, которые вы приводите в подтверждение своих размышлений. Так, здесь можно порассуждать о том, трудно или легко быть добрым; привести примеры настоящей доброты, с которыми вам приходилось сталкиваться. Интересными здесь видятся мысли, скажем, вокруг высказывания В. Ключевского о том, что «добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». Можно поразмышлять о потребности в добре и возможности-невозможности творения его в современном мире. Аргументировать можно как примерами из жизни, так и руководствуясь произведениями кино или литературы.
Если вы пишете сочинение-рассуждение по тексту, уместны будут несколько рекомендаций.
а) вдумчиво перечитать текст или тот его фрагмент, о котором пойдет речь в вашем сочинении;
б) определить его тему и идею;
в) своими словами передать эту идею и записать ее на черновике;
г) отметить для себя те отрывки в тексте, где, на ваш взгляд, выражается эта идея;
д) постараться передать ее смысл своими словами, не забывая о том, что вы делаете анализ текста;
е) аргументируя свои размышления, подтвердить их хотя бы одним примером из этого текста.
Основная часть – самая объемная, она должна составлять не менее двух третей всего текста.
Вывод как бы расширяет рамки вашего тезиса, а также может содержать советы или делать прогнозы. Он должен быть кратким по форме, но емким по смыслу и логически связанным со всем текстом сочинения. А еще помните: вы не должны делать категоричных выводов – вы просто исследуете проблему.
Задумываясь о том, как написать сочинение-рассуждение, надо помнить, что в своем творении вы должны показать свою способность размышлять, анализировать, да к тому же объяснять и убеждать – соглашаться или не соглашаться с позицией автора рассматриваемого произведения.
Автор статьи: Сульдина Мирослава Владимировна
Добавить комментарий