Дети приходят в школу, имея разный уровень подготовки. Одни уже бегло читают, умеют считать и писать, а другие только лишь начинают осваивать буквы. Одни дети ловкие и хорошо физически развиты, а другие неуклюжие и неспортивные. Но, как правило, благодаря грамотному педагогу все дети оканчивают начальную школу приблизительно с одинаковым уровнем знаний. Гораздо большего внимания должно заслуживать нравственное воспитание в семье.
Очень легко подорвать веру в свои силы у ребенка, и очень тяжело ее восстановить. Чрезвычайно сложно изменить ситуацию, если ребенок начал воспринимать себя как глупого и неспособного. Поэтому родителям недопустимо «навешивать» оскорбительные ярлыки на ребенка (бестолочь, тупица и т.п.) и сравнивать его с более успешными одноклассниками. Доброжелательное, терпеливое отношение поможет малышу поверить в себя, и даже столкнувшись с первыми трудностями, ребенок будет знать: у него есть понимающие и принимающие его родители, с которыми можно поделиться буквально всем.
Интересуясь школьными успехами, родителям не следует забывать кроме учебы интересоваться и отношениями ребенка со сверстниками. В доверительном разговоре родителям станет понятно, что стоит во главе отношений школьников: отзывчивость, взаимопомощь, справедливость или же, быть может, подчинение, эгоизм, так называемая, «ложная» дружба. В этой ситуации у родителей есть возможность помочь ребенку в построении отношений с одноклассниками.
Если ребенок по каким-то причинам до школы не посещал детский сад, родителям еще перед школой необходимо понаблюдать, как малыш сходится с незнакомыми детьми и постараться откорректировать имеющиеся проблемы в общении. Робкому ребенку можно помочь подойти к детям и начать разговор, «собственника» - научить делиться, своенравного – научить уступать другим детям. Ведь первокласснику будет довольно сложно войти в детский коллектив и завоевать признание сверстников, не имея опыта общения, малыш может испытывать трудности и при необходимости обратиться к учителю.
Умение общаться со сверстниками имеет огромное значение в нравственном развитии и воспитании ребенка. Когда ребенок был маленьким, мнение родителей имело гораздо большее значение, а уже годам к девяти для него все больший вес приобретает мнение сверстников.
Современные дети, много общаясь в школе и во дворе, все реже ходят в гости друг к другу. Это происходит в основном по вине взрослых. Однако стоит учитывать то, что взрослея, дети будут искать места для общения, о которых родители не будут знать и тогда уже не смогут контролировать, с кем и где их ребенок проводит время.
Детей с раннего детства необходимо приучать помогать родителям по дому. Если этого не делать, то со временем ребенок станет воспринимать работу по дому как обязанность исключительно родителей, думая, что сам он должен лишь учиться, играть и отдыхать. Довольно частая ошибка родителей – поощрение детей за домашнюю работу. Конечно, ничего нет плохого в том, чтобы похвалить ребенка, прибравшего в комнате, или вымывшего посуду после ужина, но он должен понимать, что люди, живущие вместе всегда должны друг о друге думать и проявлять заботу, поэтому и имеют свои обязанности по дому, выполнять которые просто необходимо.
Распространенное мнение психологов – ограниченные воспитательные возможности родителей, имеющих лишь одного ребенка. Это довольно спорное мнение. Конечно, в семье, где ребенок единственный, он почти всегда является центром внимания, что создает предпосылки для воспитания эгоистичного человека, но ведь все зависит от здравого смысла родителей, их мудрости и педагогических способностей. Хотя правильно нравственно воспитать единственного ребенка в семье действительно сложнее, чем, если бы у него были братья или сестры.
Часто родители, стремясь, чтобы у ребенка было все самое лучшее, покупают ему бесчисленное количество игрушек, исполняя любой каприз. Однако сталкиваются при этом с проблемой: малыш совершенно не ценит этого, рвет книжки, ломает игрушки. Даже живя в достатке, ребенок должен осознавать, что это заслуга его родителей, их труда и усилий. Он должен быть благодарен им за это и испытывать уважение, относясь бережно к результатам их труда.
Несомненно, телевидение и интернет влияют на развитие ребенка, но родителям необходимо контролировать и строго дозировать поток получаемой ребенком информации. Телевизор и интернет ни в коем случае не должны заменять детям и родителям чтения литературы, посещения музеев, театров и простого живого общения между собой.
Родители не должны забывать, что дети, как губки, впитывают любую информацию, независимо от ее источника. Какая это будет информация, и как она повлияет на нравственный облик формирующейся личности, зависит от родителей.
Добавить комментарий