Первый этап развития коммуникативных навыков ребенка – крик. Малыш кричит, когда он голоден, испачкал подгузник, когда ему холодно или жарко, когда он соскучился и нуждается во внимании. При отклике взрослого на крик ребенка формируется обратная связь между ними.
Вскоре крики трансформируются в лепет. Ребенок начинает активно подражать манере говорения взрослых. Следует отметить, что лепет – это не беспорядочный набор звуков и бульканий. Научно доказано, что детское лепетание имеет четкую лингвистическую дифференциацию: то есть русские малыши лепечут «на русском», французские – «на французском», а китайские – «на китайском», повторяя характерные для «своего» языка звуки и интонации.
Лепет – следующая ступень в развитии коммуникации младенца. Ребенок наделяет лепетные фразы эмоциональным окрасом – он может «говорить» сердито и благожелательно, вопросительно и утвердительно, восторженно и разочарованно.
Переход к «полноценной» речи варьируется между полутора и тремя годами ребенка. Уже к году в лексиконе появляются простые слова и словоподражания: мама, папа, баба, кака. Вместо «птичка» малыш может произносить «пипа», собака на «детском» языке будет «ав-ав», корова – «муууу», курочка «ко-ко».
Переход от детского лепета к регулярной речи некоторым детям дается легко и просто, а у других вызывает затруднения. Конечно, темпы развития индивидуальны, но родителям необходимо знать, что они в силах помочь малышу с освоением речевых навыков. Далее мы расскажем, как научить ребенка говорить быстрее.
Один из лучших способов раннего развития речи у ребенка – чтение. Дети очень хорошо воспринимают живую, эмоционально окрашенную речь, поэтому читать следует с выражением, не торопясь и не глотая слова. Пусть малыш и не поймет смысл всего прочитанного, но яркий эмоциональный окрас речи станет богатым опытом для развивающегося детского мозга.
Начинать чтение книг можно уже с месячного возраста – именно к месяцу детский слух становится острым и восприимчивым к интонациям. То, что ребенок не может говорить, вовсе не значит, что он не может учиться. Само прослушивание историй из книг, читаемых любимыми родственниками – колоссальная обучающая среда для ребенка. Когда малыш достигнет возраста 6 месяцев, следует начать читать ему потешки, пестушки и коротенькие стишки и песенки, сочетая их с пальчиковой гимнастикой.
Пальчиковая гимнастика – ещё один мощный стимул развития детской речи. Научно доказано, что пальчиковая гимнастика для детей, а именно стимуляция ладоней (особенно в области мизинцев и под ними), эффективно воздействует на развитие областей мозга, где находится речевой центр. Недаром ещё наши бабушки играли со своими малышами в «Ладушки» и «Сороку-ворону». Кроме того, напевный характер потешек развивает детскую память, внимание и восприятие.
Мамины (и, конечно, папины) колыбельные – один из самых первых способов познания ребенком речи. Дети любят музыку, и спокойные напевы, и мягкое покачивание благоприятно влияют на их эмоциональное состояние. Кроме того, колыбельные – мощное средство создания связи между малышом и родителем. Они оказывают настолько сильное воздействие на ребенка, что даже будучи взрослым, в стрессовой ситуации он может успокоиться, лишь вспомнив песенку, которую мама или папа пели ему на ночь.
Казалось бы, что может быть проще – чтобы научить ребенка общению, нужно с ним общаться. К сожалению, немногие родители относятся к малышу как к полноценной личности. Часто уход за младенцем осуществляется в тишине. А между тем такое отношение здорово тормозит речевое развитие.
Необходимо разговаривать с ребенком как можно чаще, каждое свое действие сопровождать словами. Меняете ли вы ребенку подгузник, кормите ли, варите ли суп – рассказывайте об этом малышу. Дети чувствуют себя в безопасности, когда рядом мама или папа. Но даже если вы выполняете домашние дела и не можете заниматься с малышом – просто говорите с ним о том, чем вы заняты. Уже сам ваш голос подействует на него успокаивающе, малыш не будет чувствовать себя одиноким и покинутым. Говорите с ребенком везде – дома, в машине, в поликлинике, на прогулке. Не бойтесь сойти за сумасшедшую, говорящую с коляской – какое дело, что думают окружающие? Зато ваш малыш порадует вас первыми фразами гораздо раньше, чем ребенок соседки, гуляющей с наушниками в ушах.
Если в доме есть ещё дети – поощряйте их разговоры с маленьким членом семьи. Доказано, что ребенок начинает говорить рано, когда его брат или сестра постоянно общаются с ним. Если у вас первый малыш, обеспечьте ему общество других детей. Сейчас очень много центров раннего развития, где общаться могут не только дети, но и молодые мамы.
Наблюдайте за своим ребенком. Например, когда ребенок хочет к маме, он может тянуть ручки вверх, прося взять его. Когда вы берете его, проговаривайте: «На ручки». Вскоре малыш попробует подражать этой фразе. Невербальная коммуникация – первые попытки ребёнка построить с вами диалог. Если вы отвечаете на невербальную коммуникацию, ребенок ассоциирует слова с действиями, что так же развивает его речь и сознание.
Конечно, каждый ребенок развивается в собственном темпе. Но есть действия, которые здоровому ребенку подобает выполнять в определенном возрасте. В 2 года малыш должен понимать и выполнять простые просьбы и распоряжения, например: «Принеси мишку», «Подай ложку», «Садись на стульчик». К 4 годам речь ребенка обычно понимает большинство взрослых.
Если вы подозреваете у малыша задержку речевого развития, обратитесь в своему педиатру. Он подскажет, что вам следует делать в этом случае и, при необходимости, направит на консультацию к логопеду.
Автор статьи: Брисс Анна Сергеевна
Добавить комментарий