В первый год жизни ребенка важны показатели его развития, которые позволяют судить о том, соответствует ли оно норме. Родители могут отследить на практике развитие ребенка по месяцам с учетом тех основных аспектов, которые изложены специалистами.
Новорожденный много спит. Его ноги согнуты в коленях, а руки стиснуты в кулачки. На 7-10 день жизни он впервые на несколько секунд может сам удерживать голову, пытается ее приподнимать, лежа на животе, поворачивать в сторону света. На мгновение останавливает взгляд на предметах, расположенных в 30-ти см от него. Издает гортанные звуки, плачет, когда голоден или хочет, чтобы его взяли на руки. К концу первого месяца жизни появляются базовые рефлексы: он начинает копировать мимику, шевелится в ответ на прикосновение, голос или запах.
Лежа на спине, малыш выпрямляет руки и ноги, а если его приподнять, старается сам держать голову. Интенсивно наблюдает за предметами, сопровождает их взглядом, когда они движутся. Плач приобретает разные оттенки и силу, ребенок начинает произносить некоторые гласные звуки. Реагирует на шум поворотом головы. Все чаще улыбается людям, обращающимся к нему или попадающим в поле его зрения. К концу второго месяца большинство детей спят и бодрствуют уже по определенному графику, ночной сон у некоторых из них длится по 5-6 часов.
Мышцы ребенка достаточно окрепли, поэтому он переворачивается на бок, опирается на предплечья, держит голову, поворачивает ее в стороны и толкается ногами. Младенец начинает изучать свое тело, понимая, что оно его слушается, подолгу шевелит руками, рассматривает пальцы, делает «ладушки», хватает игрушки. В голос смеется, лепечет звуки «грр», «агу», «гаа», «ерр». Узнает маму и папу.
Ребенок становится подвижным. Когда лежит на животе, уверенно поднимает голову и опирается на руки. Изучает игрушки, пробует на вкус, провоцирует родителей к игре, кидая их. С разной интонацией произносит много звуков. Впервые появляются слезы, слюни и пот из-за полноценного функционирования соответствующих желез. Ночной сон становится более глубоким и продолжительным.
Малыш легко переворачивается с бока на бок, со спины на живот и обратно, если лежит, то приподнимает голову, выпрямляет руки и ноги, пытается садиться. Следит за яркими предметами, перекладывает их, кидает на пол, играет в «ку-ку». Громко произносит простые слоги «дада», «гага», «агугу», неосознанно говорит «мама» или «папа». Знает близких людей и опасается незнакомых. Реже плачет, становится более веселым и забавным.
Некоторые полугодовалые дети уже самостоятельно садятся, остальные активно пытаются это делать с поддержкой взрослых. Движения ребенка полностью скоординированы, он старается дотянуться до игрушки, опираясь на локти, легко берет предметы двумя руками, подолгу играется сам. Радуется появлению родителей, бабушки или дедушки, произнося «баба» - «деда», распознает их голоса. Тянет в рот все, что попадается под руку, поскольку в это время обычно режутся первые зубы. Слушает речь, может различать предметы по названиям, если ему о них говорили.
Малыш уже умеет или еще учится ползать. Сам садится, если лежал на боку, и сидит, поддерживая равновесие. Протягивает родителям руки, чтобы они помогли ему встать. Произносит простые слова, смысл которых осознает. Держа в руках игрушку, подолгу стучит нею о поверхность, смеется, если получился громкий звук. Умеет вкладывать мелкие предметы в крупные. Пытается пить из чашки, кушать ложкой из тарелки.
Ребенок совершенствует свои навыки: самостоятельно ползает, сидит, приподнимается или стоит у опоры, пьет из чашки, держа ее руками. Уверенно чувствует себя в присутствии родителей и стесняется посторонних. Понимает значение многих фрах и слов: «будем кушать», «идем купаться», «ложись», «где мячик, ложка, кукла?» и прочих, отвечает на них действием: кивает головой или показывает пальцем. Знает, что такое «нельзя», но вопреки запрету может делать наоборот или переходить на крик в знак протеста. Подолгу лепечет бессвязные звуки. Ночью, не пробуждаясь, спит 7-8 часов.
Малыш ползает на четвереньках, стоит, держась за мебель, или без опоры, приседает, делает неуклюжие шаги. Игрушки занимают его внимание, среди них уже имеются любимые. Рассматривает картинки, повторяет звуки, издаваемые машинами, птицами, животными. Разными тембрами голоса и интонацией выражает эмоции. Указывает на части своего тела, знает, где нос, рот, глаза. Радуется другим детям при встрече на улице и незнакомым людям.
У ребенка ускоряется физическое развитие: она садится и встает, впервые самостоятельно шагает. Совершает новые манипуляции с игрушками: прячет их, а потом ищет, складывает в пирамиды, разбрасывает и раскладывает по местам, катает машинку, бросает мяч, достает один предмет из другого, если не получается сделать это рукой, переворачивает его. Подражает речи взрослых, понимает их настроение, выражает эмоции мимикой. Играет с другими детьми на площадке.
В этом возрасте индивидуальные достижения у разных детей отличаются. Некоторые только начали ходить, а некоторые уже вовсю бегают. Малыш дотягивается до предметов, лежащих высоко, становясь на носочки или подставляя стульчик. Сидя, болтает ногами, танцует под музыку. Везде ищет то, что может пригодиться для игры. Расширяется понимание речи, ребенок часто повторяет одни и те же слова, состоящие из одного или двух слогов.
Ребенок по просьбе родителей дает руку, когда ходит. Сам садится в коляску и на стул, освоил горшок. По-своему повторяет речь взрослых, понимает ее, откликается на свое имя, четко произносит около 20 слов. Пьет из чашки, ест ложкой, подражает действиям окружающих, у него уже есть любимое занятие. По-разному относится к каждому человеку, проявляет самостоятельность в общении с детьми.
Развитие ребенка по месяцам происходит индивидуально, поэтому чего-то не умеющий к определенному времени ребенок совсем скоро научиться делать то же, что и его сверстники.
Автор статьи: Царинник Нонна Владимировна
Добавить комментарий