Игра, в которой ребёнок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых, называется сюжетной. В сюжетной игре малышом создаются воображаемые ситуации, и он действует в них, перенося свойства одних предметов на другие. Сюжетная игра – это особая предметная деятельность, в которой дети осознают мир предметов и человеческих отношений по-новому. В сюжетной игре дети стремятся быть похожими на взрослых, для чего вступают в действенные связи не только с вещами, доступными им, но и с теми, которые принадлежат взрослым.
Особенно детям нравится играть с игрушками, имеющими подвижные детали: куклами, у которых можно по своему усмотрению сгибать и разгибать части тела, одевать и снимать одежду, машинками с открывающимися дверками и поднимающимися кузовами, которые можно наполнять различными предметами и перевозить их с одного места на другое.
Можно приобрести детские машины. Электромобили позволяют малышу не только почувствовать себя вполне взрослым, что для детей раннего возраста очень важно, но и организовать интересную сюжетную игру, в которой ребёнок может быть водителем по перевозке людей или грузов, путешествовать и т.д., кроме того за автомобилем необходимо ухаживать: ставить в гараж, мыть и протирать, следить за работой мотора, проводить необходимый ремонт (конечно, уже при участии взрослых). Так сюжетная игра становится не просто развивающей, но и воспитывающей.
При этом родителям необходимо помнить, что для того, чтобы ребёнку стал доступен процесс самоорганизации сюжетной игры, необходимы две предпосылки.
Во-первых – это разнообразные впечатления. Дети, ограниченные тесными рамками манежа или комнаты, незнающие названия и назначения простых вещей из повседневной жизни, лишаются самой основы для её воссоздания в воображаемой ситуации. Потому как любая фантазия, насколько бы далеко она не увлекала человека от реальности, всегда выстраивается на элементах действительности.
Эксперименты и наблюдения показывают, что растущие в домах ребёнка дети, не имеющие возможности прикоснуться к жизни взрослых, могут до школьных лет не знать, как работает магазин или стройка, откуда берутся одежда и еда, что из себя представляет кухня, и что такое сервиз или холодильник, картошку представляют только в виде пюре и не знают, как сделать чай сладким. Это и является одной из причин того, что воспитывающиеся в таких учреждениях дети почти не умеют играть. Обделённому впечатлениями и знаниями жизни ребёнку просто неоткуда черпать материал для фантазии.
Второй предпосылкой для сюжетной игры является умение ребёнка подражать действиям взрослого. У малыша возникает желание и умение действовать как взрослый лишь при сформировавшейся потребности в общении со взрослым и готовности быть похожим на него.
Есть большая доля правды в том, что почти всё, чем занимаются дети, взрослые называют игрой. Ведь игра в качестве необходимого элемента включает в себя удовольствие, добровольность и необязательность. Но вместе с тем, как мы уже обратили внимание, детская игра – это огромный труд, способ постижения мира, а не просто время провождение. Через игру ребёнок не просто развивается умственно, эмоционально и физически, но и неосознанно занимается самовоспитанием. Дети с помощью игры приобретают свой первый жизненный опыт.
Добавить комментарий