Молодые родители пристально следят за развитием малыша и вместе с ним радуются его успехам. И хотя все знают о том, что не стоит сравнивать детей, так как каждый развивается в своем темпе, невольно мамы и папы задаются вопросом: «А все ли в порядке?». Зачастую тревога подогревается рассказами знакомых и старших родственников о том, что их ребенок в годик читал стихи и сам одевался. Существует ряд навыков, которыми среднестатистический малыш овладевает к своему первому дню рождения. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 1 год.
Как правило, ребенок в 1 год уже уверенно стоит на ногах, а многие дети даже ходят и поднимаются на ступеньки, опираясь на руку взрослого, могут нести впереди себя легкие предметы (игрушки, тазик, книжку), держа их двумя руками.
К этому времени для юного исследователя не остается неизведанных мест в доме. Ребенок в 1 год ходит во все комнаты, забирается на кровати и диваны, прячется под столами и стульями. Любимым местом зачастую является кухня, где можно погреметь кастрюлями и ложками, исследовать шкафчики и высыпать содержимое пакетов и банок на пол. Малыш с жадностью следит за действиями взрослых и пытается подражать. Это самый удачный момент, чтобы научить его простым играм: уложить спать куклу, покормить плюшевого зайца, строить башенки из кубиков. Ребенок в 1 год уже может нанизывать колечки на пирамидку, разбирать матрешку.
Такая повышенная активность и постоянная жажда познания имеют и обратную, опасную, сторону. Ребенок в 1 год еще не имеет жизненного опыта, но очень любопытен. Включенный утюг, чашка с горячим чаем, нож, забытый на краю стола – все может привлечь его внимание и привести к ожогам, травмам, попаданию мелких предметов в уши и нос. В этом возрасте малыша ни на минутку нельзя оставлять одного, даже если помещение выглядит безопасным со стороны взрослого.
Ребенок в 1 год понимает многие слова из повседневной речи взрослых: названия игрушек, одежды, повторяющиеся действия, имена членов семьи. Чутко улавливает интонации и настроение родственников, общается с помощью жестов. Может подать игрушку в ответ на просьбу, показывает части лица и тела. Ему нравится смотреть в окно на машины, людей, наблюдать за птицами и животными. Животные вообще вызывают повышенное внимание и восторг, малыш постоянно норовит схватить пушистых питомцев. Ребенок в 1 год любит все трогать, ощупывать, гладить, знакомясь с новыми текстурами и ощущениями, особое внимание привлекают блестящие предметы и украшения.
Ребенок в 1 год начинает протягивать ручки и ножки при одевании и раздевании, может сам попытаться снять одежду, подставляет личико при умывании, умеет сморкаться в носовой платок. И это лишь основные действия из тех, что умеет ребенок в год.
Развитие речи также не стоит на месте. Сколько слов должен говорить ребенок в год? Кроме большого пассивного словарного запаса, ребенок сам учится говорить первые 8-10 слов, сначала односложных, а затем и двусложных. В его речи чувствуются нотки подражания взрослым и интонация. В этот период возникает умение обобщать. Так, «авой» он называет не только живую собаку на улице, но и плюшевого щенка, и рисунок собаки в книге. Это значительная веха в интеллектуальном развитии.
Пожалуй, нет малышей, которые равнодушны к музыке в этом возрасте. У детей развивается чувство ритма, поэтому родители должны как можно чаще включать музыкальные произведения, не ограничиваясь детскими песенками. Лучше, если ребенок будет слышать музыку различных жанров: и классическую, и народную, и джаз, и латиноамериканские ритмы. В играх с малышом по прежнему стоит использовать ритмичные стишки и потешки. Все это направлено на формирование музыкального вкуса и чувства прекрасного.
Поведение ребенка в 1 год изменяется, поскольку развивается эмоциональная сфера малыша. Ребенок в 1 год проявляет сочувствие, может плакать от обиды, когда ему что-либо запрещают, или от сострадания другому плачущему ребенку. Малыш проявляет все больший интерес к совместной деятельности со взрослыми и играм с другими детьми. Ему уже очень хочется, чтобы его приняли в коллективную игру, и хотя координация зачастую еще подводит, он пытается ловить и отбивать мяч, как старшие дети.
Ребенок в 1 год, в своем стремлении подражать взрослым, все чаще пытается использовать ложку по назначению. Это удачное время, чтобы позволить кушать ему самостоятельно. Возможно, первое время ложка будет чаще попадать мимо рта, и большая часть еды окажется разлитой или рассыпанной, но полезные навыки ребенка в 1 год будут постепенно совершенствоваться. Ребенок в 1 год уже вполне может жевать твердую пищу, пережевывать кусочки, пить из трубочки, самостоятельно держать чашку и пить из нее.
Любимое занятие в этом возрасте – вытаскивать содержимое ящиков и складывать все назад, двигать коробки и стулья, тянуть за ткань (в том числе и за скатерть), опрокидывать, разрушать все, что только возможно. Для него это этап познавательной деятельности, а не баловство, так как он не понимает еще причиняемого вреда или опасности для него самого. Родственникам не следует ругать, сердится или даже наказывать годовалого ребенка. За ним необходимо внимательно следить, направлять его действия и постоянно все объяснять.
Итак, мы достаточно подробно и полно рассмотрели вопрос о том, что должен уметь ребенок в 1 год. Не стоит переживать и расстраиваться, если ваш малыш еще не умеет чего-то из перечисленного выше. Ведь, как уже было сказано, все малыши развиваются в своем темпе. Проявите немного терпения, и ваш ребенок обязательно порадует вас своими достижениями.
Добавить комментарий