Обобщение педагогического опыта есть постоянный и очень важный процесс. Он имеет несколько форм, которые помогают не только обобщить, но и познакомить с этим опытом других педагогов. При этом нужно учитывать, что совершать небольшие и интересные открытия в педагогике могут не только маститые и опытные учителя, имеющие за спиной многолетний стаж работы с учащимися. Молодые творческие люди едва начинающие свою карьеру тоже способны по-хорошему удивлять профессионалов. Поэтому я всегда внимательно прислушиваюсь к мнению молодёжи и очень редко разочаровываюсь в ней.
Возможно, молодым учителям не всегда хватает терпения в отношении с учениками, но выдержка в нашей профессии – это дело наживное, а вот чего не отнимешь у молодых, так это новизну идей и стремление преобразовать устоявшиеся догмы в преподавании и воспитании. Поэтому опыт молодых можно и нужно обобщать и использовать наравне с опытом других педагогов. Конечно, у преподавателей среднего и особенно пожилого возраста с большим стажем педагогической работы всегда полезно поучиться мастерству. Поэтому нужно заинтересовать их в обобщении полученных наработок по изучению предмета и в области воспитания с помощью поощрений.
Изложение полученного материала может быть в форме таблиц, подробном описании необычных приёмов работы и целых уроков, систематизации знаний и навыков в виде научных заметок или разработок. Для более эффективного контроля и последующей оценки педагогического творчества советую предложить каждому педагогу оформить персональную папку, где будут собраны все его статьи, разработки открытых или просто необычных уроков и доклады, а также «таблицы мастерства».
Папки должны находиться в учительской комнате, в специальном шкафу, доступ к которому должен быть свободным для всех учителей и в любое время. Это необходимо, чтобы и они сами могли чему-то поучиться у коллег, и каждый мог дополнить вовремя свою папку достижений в мастерстве педагога, и администрация могла вести учёт и контроль над творческой работой и самообразованием каждого учителя. Советую в одном ряду с такими папками поставить журнал учёта, где учителя, изучающие опыт коллег, могли бы оставить свои записи с дополнениями, возражениями или отзывами о работе.
Ещё одной формой передачи и обмена педагогическим опытом являются учительские конференции и педсоветы. На таких мероприятиях происходит активный обмен опытом по определённым вопросам и темам между учителями разного возрастного уровня, что очень ценно само по себе и в плане обобщения педагогического опыта в частности.
Помогают учителям в процессе накопления и обмена опытом школьные методические объединения, которые повышают уровень мастерства преподавателей, и в то же самое время обобщают их опыт.
Достаточно интересное и полезное мероприятие в этом отношении «Неделя мастерства». Они проводятся обычно один или два раза в месяц и имеют своей целью познакомить учителей школы с работой педагогов предметников, обобщить их опыт работы по предмету и воспитательной работе с учащимися. В течение недели учителя имеют возможность свободно посетить уроки и классные часы, а также внеклассные мероприятия всех учителей данного методического объединения и получить представление о методах работы каждого из них.
Из собственного опыта могу сказать, что приведённые мною в данной статье формы и методы обобщения педагогического опыта приносят неоспоримую пользу как учителям со стажем, так и новичкам.
Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна
Добавить комментарий