Сколько людей, столько и мнений. Это высказывание справедливо и в случае с позициями специалистов-теоретиков в области образования. На сегодняшний день педагогика пришла к разделению методов обучения по разным наборам отличительных признаков. Их ценность на практике заключается в облегчении возможностей выбора наилучшей образовательной программы в каждом отдельно взятом случае. Характеристика методов обучения будет зависеть как от предмета, подлежащего освоению, так и от особенностей группы обучаемых. Ниже будут приведены и характеризованы основные из них.
Базовые типологии методов обучения
В зависимости от источника распространения и типу восприятия необходимой информации выделяют:
- Пассивные методы обучения, основанные на главной роли преподавателя. Данный метод предполагает применение приемов, в ходе которых информация идет исключительно от докладчика к слушающей его аудитории. Это может быть доклад, лекция или презентация.
- Активные методы обучения, предполагающие встречный поток информации со стороны обучаемых. Хорошим образцом их применения являются лабораторная работа и различного рода опыты на уроках.
- Интерактивные методы обучения, которые некоторые специалисты относят к предыдущему виду. Тем не менее, они имеют свою особенность. Взаимодействие происходит сразу по нескольким каналам. Обучаемые обмениваются информацией как с преподавателем, так и между собой. Формами применения таких методов являются деловые игры, мозговые штурмы, круглые столы. Их целью является проявление инициативы, появление уважения к плюрализму мнений, а также обучение командной работе. Преподаватель в данном случае играет роль модератора.
Деление методов обучения в зависимости от дидактических целей предполагает применение каждого из них на определенном этапе овладения знанием.
- Методы приобретения новых знаний. Применяются в любой форме, предполагающей подачу неизвестного ранее материала (от докладов до лекций).
- Методы формирования умений и навыков, в частности, предусматривают решение простых задач с помощью преподавателя, используя полученные знания или навыки.
- Методы применения приобретенных знаний, в отличие от предыдущих, основаны уже на самостоятельном их использовании обучаемым. Например, домашнее задание, различные деловые игры.
- Методы проверки знаний применяются во время завершения курса в виде различного рода контрольных работ и экзаменов.
Некоторые ученые выделяют в данной типологии такие методы, как творческую деятельность и закрепление знаний. Но их оппоненты заявляют о том, что это лишь частные случаи вышеуказанной классификации.
Существует классификация методов обучения, основанная на разделении по источникам знаний:
- Вербальные методы, представляющие собой рассказ, который может быть изложен как учителем на уроке, так и в учебном пособии.
- Эмпирические, предполагающие практическое изучение тех или иных явлений в мире. Они проявляются посредством опытов или дневников наблюдений.
Другая классификация методов обучения основана на делении в зависимости от уровня мыслительной активности обучаемых. К ним относятся:
- Объяснительные методы обучения, при которых используется лексические средства. Примерами служат как учебник, так и лекция преподавателя.
- Наглядные методы, требующие использовать различные иллюстрации, модели, видеоролики, фотографии, а также демонстрации преподавателем метода решения той или иной задачи.
- Репродуктивные методы, призванные развить в учащихся возможность воспроизвести знание. Примером может служить заучивание таблицы умножения.
- Методы проблемного обучения. Он предполагает постановку проблемы и ее решение учителем. Наиболее важным моментом при этом является не содержательная, а логическая сторона приема. Обучаемые осваивают навыки движения от постановки проблемы к ее решению. Хорошим примером служат доказательства школьных теорем.
- Игровые методы обучения. Они основаны на сильном мотивирующем воздействии на обучаемых. Это происходит благодаря тому, что в деловых играх присутствует значительный развлекающий элемент. Вместе с отсутствием давления, присущего другим методам, эти приемы позволяют развить в учениках творческий талант.
Если 3 первых метода ответственны за то, чтобы усвоить самые простые механики овладения знанием, то 2 последних задействуют и реализуют творческий потенциал обучаемых.
Иные классификации методов обучения
Существуют и другие типологии, присущие педагогической науке в отдельно взятых странах. Это искусственные и естественные методы, выделяемые польскими учеными, казуальные методы, основанные на рассмотрении прецедента, которые распространены в англо-саксонских странах.
Задача талантливого преподавателя не просто знать о существовании всего набора методов обучения, но и применять наиболее подходящие из них, повышая качество своей работы.
Юрий Александров - Основы научения и методы обучения - видео
Добавить комментарий