Содержание
Когнитивное развитие подростков
Физические, социальные и эмоциональные возрастные особенности подростков часто стереотипируются в СМИ, но так ли точны эти стереотипы? Безусловно, как и любое обобщение, они не относятся к каждому отдельно взятому ребенку, но, тем не менее, базируются на правде. Всем известная картина замученного, непослушного или неуклюжего школьника может быть преувеличением, но корни ее лежат в изменениях, происходящих с телом и мозгом подростка.
Итак, почему подростки закрываются в своих комнатах и ведут телефонные разговоры ночи напролет? Всё это – признаки их перехода из детства во взрослую жизнь.
В пубертатный период с ребенком происходят как физиологические, так и личностные, социальные и эмоциональные изменения. Познавательные процессы так же модифицируются. Изменения в организме и поведении растущих детей могут быть непоследовательными и приносящими дискомфорт. Все это формирует определенные особенности поведения подростков.
Физиологические изменения - главная особенность подросткового возраста. Начиная примерно с 10 лет, организм ребенка испытает скачки роста, изменения в скелетной структуре, мышцах и мозговом развитии, а так же половую и гормональную перестройку. Гендерные различия играют роль в том, когда эти изменения происходят. У девочек физиологические изменения начинают происходить приблизительно в возрасте 12 лет, в то время как мальчики начинают замечать изменения своего тела ближе к 14 годам.
Хотя некоторые области мозга продолжают свое развитие на всем протяжении периода полового созревания, тело старших школьников, как может показаться, полностью созрело. Полное половое созревание девочек заканчивается в среднем к 17 годам, в то время как у некоторых мальчиков этот период продолжается вплоть до 19-20 лет. В зависимости от стадии полового созревания, подросток сталкивается с такими «прелестями» физиологии, как прыщи, скачки роста, усиленный рост волос на теле, ломка голоса у мальчиков и начало менструаций у девочек.
Расстройства пищевого поведения, употребление наркотиков и сексуальная активность могут представлять серьезную угрозу для здоровья во время стремительных физиологических изменений организма подростка.
Социализация – другая немаловажная особенность подросткового возраста. В этот период ребенок старается больше общаться со сверстниками и отдаляется от семьи. В более раннем возрасте дети наслаждаются общением со взрослыми, используя их как образец для подражания, мнение родителей или учителя является для них авторитетным. В подростковом же возрасте вектор общения перенаправляется в сторону ровесников. Чувство собственного достоинства подростка напрямую зависит от его общественной жизни, его значимости в компании сверстников. Гендерные различия ярко проявляются и здесь: девочки склонны придерживаться небольших групп, в то время как мальчики строят обширные социальные сети.
Характерной особенностью подростков является то, что они перенимают поведенческие стереотипы от компании ровесников; любой, кто не следует правилам группы, является для них социально некомпетентным. Это объясняется потребностью подростка вписаться в группу.
Наряду с созреванием тела, у подростков так же созревает сексуальная ориентация, и они могут начать эксперименты в сфере половой жизни.
Во время пубертата так же характерны изменения в познавательных процессах. У подростков улучшается способность к рассуждениям и абстрактному мышлению, значительно расширяется кругозор, благодаря более совершенной коммуникации развиваются языковые навыки и пополняется словарный запас.
Абстрактное мышление помогает подросткам развивать целеустремленность, справедливость и социальное сознание. В это время подростки так же определяют рамки морально-этических норм в своем поведении.
Пубертатный период – время, когда эмоции набирают силу. Родители и учителя начинают замечать в поведении подростка внезапно возникающие и интенсивные вспышки агрессии и несдержанности. Так же для подростков характерен так называемый «уход в себя». Они озабочены собой из-за развивающегося самосознания, смены образа мыслей и меняющегося тела. Некоторые подростки становятся чрезмерными идеалистами из-за кажущихся им бесконечными возможностей. Они также полагают, что их мысли и чувства уникальны, что никто другой не в силах понять того, что они испытывают.
Все изменения, происходящие с подростками, могут вызвать чрезвычайное эмоциональное напряжение. Они чувствуют себя неуклюже в меняющихся телах, стесняются своей внешности, переживают от того, что их никто не понимает. При этом подростков чрезвычайно заботит мнение окружающих относительно них.
Общие эффекты физиологических, эмоциональных и социальных особенностей подростков создали стереотип – непослушный ребенок, пытающийся доказать свою независимость; неловкие ухаживания между молодыми людьми, обнаруживающие их сексуальные ориентации. Знакомое всем изображение подавленных, замкнутых мальчишек или девочек с расстройствами пищевого поведения также базируется на описанных выше особенностях. И действительно, это настоящие проблемы, с которыми подростки сталкиваются наиболее часто.
Родителям подростков стоит серьезно отнестись к чувствам и эмоциям взрослеющих детей. Ни в коем случае нельзя насмехаться над ними, пытаться смутить их. Задача взрослых – помочь ребенку пройти этот сложный жизненный этап ненавязчиво и максимально эффективно.
Добавить комментарий