Детская настольная игра – это игра, организованная на манипуляции небольшим количеством предметов, которые способны разместиться в руках играющих или на столе. Это могут быть игры с полем, карточные игры или кости. Настольные игры для детей не предполагают активного перемещения участников, наличия сложного инвентаря или специальных площадок.
История игр насчитывает не одно тысячелетие. У каждого народа свои особенности, но, по мнению ученых, все они имеют общие корни. Эти игры любят не только дети. В зависимости от сложности, в них с удовольствием играют и взрослые. Многие настольные игры рассчитаны на семейное времяпровождение.
Настольные игры для детей отличаются по сложности и содержанию в зависимости от возрастной группы. Играть в них можно начиная с 2-3 летнего возраста. В этот период происходит развитие речи. Игра, в основном, направлена на освоение новых слов и правильное произношение. Без помощи взрослых здесь не обойтись. Дошкольники ориентированы на изучение цифр, букв, отгадывание загадок, разучивание стихов, развитие смекалки и внимания. В этом настольные игры становятся незаменимым помощником. Сегодня мы поговорим о настольных играх для детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст – период детства с 6-7 до 10 лет. Учебная деятельность является ведущей для детей этого возраста. Основные психологические процессы ребенка, которые появляются в данное время, - произвольная регуляция психических процессов и составление внутреннего плана действий. Происходит формирование произвольного внимания, когда ребенок запоминает то, что ему не интересно, но важно для решения определенной задачи. Младший школьник учится самоорганизации своего времени.
В этот период активно идет физиологическое созревание. Это повышает физическую выносливость детей. Но утомляемость их по-прежнему высокая. Через 20-30 минут занятия их работоспособность падает.
Дети в этот период развития очень доверчивы, послушны, впечатлительны, исполнительны, нетерпеливы. Их нравственные чувства (отзывчивость, честность, чуткость) продолжают развиваться, как и чувства эстетические (наслаждение прекрасным) и интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение). Для них очень важен психологический климат в коллективе.
Игровая деятельность имеет большое значение в обучении и познании окружающего мира. Так, дидактические игры помогают развивать познавательные процессы; подвижные – способствуют физическому развитию, формированию чувства коллективизма, смелости, ловкости; ролевые игры обучают строить отношения с людьми.
Настольные игры для детей помогают разнообразить учебный процесс. Они развивают мелкую моторику, память, внимание, учат детей сотрудничать и, в то же время, соревноваться. Многие настольные игры широко известны. Все мы когда-то играли в лото с картинками, в словесные игры с загадками, ребусами, шарадами, игры-головоломки и т. п. Многие младшие школьники обучаются играм в шашки и шахматы.
Но применение настольных игр не стоит связывать только с учебным процессом. Они прекрасно разнообразят свободное время ребенка. Всем известно, что в дождливый пасмурный день на даче или на природе необходимо найти какое-то занятие для вашего непоседы. Выручают именно настольные игры, во время которых не нужно бегать под дождем или искать большую территорию под крышей. Вы и сами можете принимать участие в этом процессе. Это не только добавит веселья в совместное времяпровождение, но и будет способствовать укреплению ваших отношений с ребенком. Настольные игры для детей помогут также пережить длительную поездку в поезде или нахождение в больнице.
1. Найди сходства. Игра на сравнивание предметов, которые в обычном обиходе имеют мало общего. Например: что общего между дверью и тетрадью. Ответы могут быть всевозможные. Главное, логически объяснить это сходство (по форме, цвету, функциям и т.д.).
2. Стань писателем. Используя определенные слова (список дается заранее) нужно составить рассказ. Вариант списка слов: лампа, лошадь, грелка, кроссовки, сметана, колбаса, овраг, трамвай.
3. Отличный стул. Участники закрывают глаза. При помощи карандаша ведущий стучит по разным предметам (окно, стол, книга). Нужно угадать на слух, по какому предмету постучал карандаш.
4. Что пропало? На стол выкладываются мелкие вещи. Один из игроков внимательно разглядывает их, затем отворачивается. Одна вещь убирается в коробку, которая ставится на стол. Игрок должен угадать, что лежит в коробке. Брать ее в руки нельзя. Только в случае, когда участник не может вспомнить, что же исчезло, ему разрешается потрясти коробку и попробовать угадать на слух.
Итак, настольные игры для детей младшего школьного возраста – это не только один из моментов учебного процесса, но и палочка-выручалочка для родителей. Их можно придумывать самим или приобрести в магазине. В любом случае, имея под рукой пару таких игр, можно не ломать голову идеями о том, чем же занять ребенка и как замечательно провести время вместе с ним.
Автор статьи: Иванова Татьяна
Добавить комментарий