Проблема детских страхов принадлежит к разряду задач, которые должен решать хороший детский психолог. Однако и заботливым родителям вполне под силу снять повышенную тревожность малыша, успокоить его разыгравшееся воображение и помочь, если не полностью преодолеть страх, то существенно снизить его воздействие на поведение и психическое состояние ребенка.
Это возможно посредством организованной взрослым игры, моделирующей проблемную ситуацию и позволяющей ребенку прочувствовать и эмоционально отреагировать травмирующие переживания. Подражая в игре бесстрашному герою, ребенок учится приемам преодоления страха и робости. Особенно выраженный терапевтический эффект оказывает использование игры при работе с такими страхами, как боязнь темноты, замкнутого пространства, боязнь нового и неожиданных действий.
Имея немного фантазии, не так уж сложно придумать игру, в которой найдет отражение страх вашего ребенка. Например, для того, чтобы обыграть распространенный среди детей младшего дошкольного возраста страх темноты, подойдут такие игры.
Пока играет музыка, ребенок или несколько детей изображают зайчиков, резвящихся на полянке. Музыка выключается – появляется волк – зайчики прячутся в норку (стол, накрытый свисающей до пола скатертью), никого не поймав, волк уходит ни с чем, игра повторяется. Постепенно увеличивайте время нахождения зайчат в норке.
В эту игру хорошо играть с несколькими детьми, чтобы усилить соревновательный момент. Заранее спрячьте несколько однотипных игрушек (например, кубики) в освещенных и темных местах (кладовка, коридор, ванна, туалет, шкаф). Задача ребенка – отыскать все игрушки, при этом за каждую игрушку, найденную в темноте, ребенок получает в 2 раза больше очков.
Рисуем карту, согласно которой клад располагается в самой темной комнате. Хорошо, если предварительно ребенку (детям) понадобится выполнить еще несколько заданий, не связанных с его страхом.
Всей семьей хорошо поиграть дома или на улице в эту простую, но эффективную игру. Среди специалистов она считается одной из лучших игр, направленных на преодоление страха одиночества, темноты и замкнутого пространства.
По такому же принципу организуются игры для преодоления других распространенных детских страхов. При этом, чем младше ребенок, тем более постепенным должно быть увеличение интенсивности воздействия травмирующего фактора. Например, при работе со страхом темноты сначала игра проводится в комнате с задернутыми занавесками, затем при свете ночника, и только после этого в полной темноте или, например, при едва различимом свете свечи или фонарика.
Для использования в домашних условиях в паре «родитель-ребенок» отлично подходят игры-драматизации». Их можно проводить, перевоплотившись в сказочных персонажей вместе с ребенком, а также разыгрывая сценки с помощью кукольного тетра или любимых игрушек малыша.
Выбирая персонажей для разыгрывания сценки, стоит ориентироваться на игры и сказки, которым ребенок отдает предпочтение во время своих самостоятельных игр. Для облегчения идентификации малыша с главным героем следует наделить его какими-то чертами характера или внешности, делающими их похожими, дать герою имя, созвучное имени ребенка.
Другой вариант предполагает построение сюжета таким образом, чтобы в игровой ситуации ребенок смог идентифицировать себя с бесстрашным и смелым героем, защищающим и поддерживающим более слабых или трусливых. Если ребенок боится каких-то сказочных героев (например, лешего, Бабу Ягу), дайте ему возможность побыть этими персонажами в игре, и они уже не будут казаться ему такими пугающими.
Во время игры не стоит вмешиваться в ее ход, следует предоставить ребенку максимальную свободу действий и слов, следя только за тем, чтобы игра не выходила из заданного взрослым русла.
Умелая организация игр с ребенком дает родителям широкие возможности для уменьшения тревожности и избавления от детских страхов, однако, если в результате всех ваших усилий страхи ребенка не уменьшаются, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Автор статьи: Суздалева Марина Александровна
Добавить комментарий