Достаточно ли вам известно про развивающие игры для детей раннего возраста? Как вы играете со своим малышом? Конечно любые игры и игрушки будут способствовать его развитию. Но как сделать эти занятия максимально эффективными?
Содержание:
Подбираем игрушки
Как правильно играть?
Развивающие игры с мамой
Ранний возраст (1 – 3 года) – пора активного развития: ребёнок научился ходить и теперь стремится попробовать и узнать всё вокруг! В доступной для него деятельности (манипуляции с предметами, звукоподражания, рисование пальчиками и т.д.) содержится мощный развивающий потенциал, который непременно нужно задействовать с пользой для вашего крохи.
Подбираем игрушки
Для создания благоприятной развивающей среды важно правильно подобрать игровой материал.
- Любые игрушки для детей должны быть изготовлены из безопасных материалов и соответствовать требованиям ГОСТа;
- Развивающие игрушки должны быть крупными, удобными для захвата рукой ребёнка;
- Игрушки должны помогать в усвоении и различении простых цветов: синий, зелёный, красный, желтый;
- Развивающие игрушки должны помогать в усвоении понятий формы, размера, последовательности, вкладывания (пирамидки, кубики, формочки, ведёрки, конусы, матрёшки);
- Необходимо приготовить как можно больше материалов и игр для развития мелкой моторики (шнуровки, кармашки со вкладышами, пластилин, пальчиковые краски, баночки с откручивающимися крышками и т.д.);
- Приобретите куклу (пупса или другую, изображающую ребёнка одного с вашим малышом возраста) и других героев для сюжетного сопровождения игры (зайка, мишка, собачка, киска);
- Развивающие игрушки по возможности должны быть разной текстуры (например, специальные коврики из лоскутков различных материалов);
- Избегайте игрушек сложных, непонятных цветов, изображающих странных существ.
- Перед применением игрушки должны быть освобождены от упаковки и этикеток, моющиеся – вымыты.
Как правильно играть?
Приведенные советы помогут вам избежать ошибок, сохранить интерес ребёнка к игре, использовать игровой процесс эффективно.
- Не начинайте игру, если ребёнок устал, голоден, хочет спать.
- Заинтригуйте малыша, сообщите, что приготовили для него интересную игру. Аккуратно откройте коробку и достаньте одну игрушку (либо кубики по одному). Если доставать игрушки, с грохотом высыпая их все на пол, то и ребёнок будет поступать так же и в этом видеть смысл игры.
- Больше разговаривайте с крохой, эмоционально сопровождайте и направляйте игру. Для ребёнка раннего возраста допустимы эквиваленты общеупотребительных слов («би-би» вместо «машина», «гав-гав» вместо «собачка»), но, когда эти слова употребляете вы, обязательно добавляйте эквивалент, чтобы у ребёнка формировался правильный пассивный словарь (понимание слов, которые он будет позже произносить сам).
- Объясняйте мягко, не спеша, в игровой форме. Проговаривайте максимально подробно всё, что вы делаете, даже если вам кажется, что это само собой разумеется. Помните: то, что для вас очевидное, для него – невероятное!
- Покажите, как можно действовать с игрушкой (пирамидкой, формочками, шариками, кубиками) – затем верните её в исходное положение и предложите ребёнку повторить ваши действия. Если он затрудняется – помогите ему. Никогда не делайте за ребёнка всё! Игра в раннем возрасте – не только развлечение, но и обучение, и тренировка! Ассоциируйте это с утренней гимнастикой: если её будете делать вы, то и укреплять будете организм свой, а не его.
- Не держите во внимании малыша сразу много игрушек. Это приведёт к перегрузке восприятия и рассеиванию внимания.
- Не оставляйте ребёнка одного с играми, содержащими мелкие детали.
- Умейте почувствовать момент, когда игру надо прекратить – чтобы ребёнок использовал достаточно своих возможностей, многое попробовал и узнал, но не пресытился игрой и сохранил к ней интерес.
- Выделяйте время для самостоятельных игр. Безусловно, малышу нужны ваш пример действия, ваша подсказка и эмоциональное участие. Но не следует постоянно держать игрушки у себя, всё показывать, контролировать, иначе ребёнок может потерять интерес к игре с вами. Сейчас его ведущий вид деятельности – манипуляции с предметами, именно так малыш сейчас познаёт мир и развивается в нём. Попробуйте такую схему: днём объясняете, показываете ребёнку игру, он пытается повторить, а вечером дайте ему ту же игрушку для самостоятельного занятия. Это поможет ему попробовать свои силы, а вам увидеть, насколько хорошо он овладел такой игрой. Возможно, малыш и вовсе придумает новое применение предметам – оставьте ему место для творчества и самостоятельных исследований!
Каждый ребёнок индивидуален, развивается в своём темпе и со своими особенностями. Не стоит требовать от ребёнка того, что ему не по силам или не нравится. Не забывайте, все указанные в специальной литературе показатели развития – лишь приблизительные ориентиры. А игрушки ваше чадо и вовсе будет «согласовывать» в индивидуальном порядке: например, совершенно не подружится с пирамидкой или проигнорирует разноцветные формочки, предпочитая мамины кастрюли. Пробуйте, но не настаивайте и всегда исходите из предпочтений крохи.
Развивающие игры с мамой
Из всего необъятного множества приведём некоторые основные группы развивающих игр, чтобы к ним можно было подбирать разные составляющие и включать их в вашу семейную игротеку.
- Эмоционально-речевые игры раннего развития: «Иди ко мне» (Вы протягиваете руки, зовёте малыша; ребёнок идёт к вам через всю комнату, можно подхватить его на середине пути), «Горка» (вы садитесь, ребёнка крепко держите под мышками и спускаете по своим ногам, как с горки: «Саша едет вниз! Бух! А теперь Саша летит вверх!»), игры-подражания (в гости приходит персонаж: «Как говорит киса?» - «Мяу!») и др. Такие развивающие игры помогают устанавливать эмоциональный контакт, способствуют активизации речи, формируют понятия направления движения, развивают общую моторику. Главное – максимально сопровождайте игру речью и положительными эмоциями.
- Игры для развития зрительного восприятия: формочки, коробочки, ведёрки разного размера, кубики (строим башенку и дорожку), пирамидки, матрёшки, «Найди пару каждому носочку» (берём несколько пар носков малыша и перемешиваем). Они формируют восприятие цвета, размера, формы, последовательности.
- Развивающие игры с персонажем (изучение частей тела по кукле: показ на кукле, на маме, на ребёнке); катание мишки с горки; катание зайки в машине и т.д.). Они помогают усваивать определённые понятия (части тела, социальные навыки и др.), закреплять направления движения, отличать предметы (кубики) от персонажей (зайка).
- Игры для развития мелкой моторики («Собери карандаши в коробку» (раскладываете по комнате), «Раскрась рисунок» (ребёнок отделяет маленькие кусочки пластилина и «раскрашивает» ими контур простого рисунка, можно использовать и пальчиковые краски), «Закрути крышечки» (бутылочки, баночки разных форм и размеров и отдельно крышки к ним) и т. д.
Для ребёнка раннего возраста весь мир вокруг, любой предмет и действие можно превратить в увлекательное занятие, научив при этом чему-то новому! Главное – применять фантазию и больше времени проводить с малышом.
Добавить комментарий