Когда речь идет о готовности ребенка к школьному обучению, большинство родителей задумываются о том, умеет ли их ребенок читать, писать и считать. Традиционно наибольшее внимание уделяется именно интеллектуальной составляющей готовности к школе. В то же время, зачастую значение других психических сфер жизни ребенка уходит от внимания. Давайте разберемся, что значит «подготовка к школе», и какой она бывает.
Интеллектуальная подготовка к школе включает в себя развитие мышления: умение обобщать, классифицировать предметы, улавливать логические последовательности. Развитие навыков чтения и счета также сопряжено с развитием интеллектуальной сферы.
Однако, наиболее важную роль в том, насколько успешным будет ребенок в школе, играет его эмоционально-волевая и мотивационная готовность. На уровне воли, умение контролировать эмоции, слушать учителя и выполнять задания по образцу определяет то, насколько быстро ребенок сможет осваивать школьную программу. Мотивация узнавать новое, стать взрослее очень важна для будущего первоклассника. Бывает так, что при умении читать и писать ребенок оказывается на мотивационном уровне не готов, и его умения не помогают ему заставить себя слушать то, что не интересно, побороть желание играть и бегать. А тот, кто готов к школе на психологическом уровне, может не уметь читать и писать, но быстро схватывает информацию и может опережать сверстников, которых научили чтению или счету дома.
Основным психологическим показателем готовности к школьному обучению является потребность ребенка в том, чтобы сменить один вид деятельности на другой и выйти на новую ступень развития. На каждом этапе развития у ребенка есть определяющая деятельность, так называемая ведущая деятельность, в ходе которой он учится справляться с возникающими задачами развития.
Ведущая деятельность дошкольника – игра. Эволюция игры на протяжении от младенчества до 7 лет происходит постепенно от простого манипулирования предметами до сложных сюжетно-ролевых игр, в которых происходит основное развитие познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер ребенка, попросту говоря, если ребенок вдоволь наигрался, и в игре уже не удовлетворяются его потребности, ему как бы тесно в рамках игры – то он готов к более серьезной школьной деятельности. Если же ребенок с удовольствием играет, полностью поглощен игрой, и потребности узнавать новое и взрослеть у него еще нет, то стоит дать ему возможность немного «дозреть».
Для формирования положительной мотивации необходимо создавать у будущего школьника позитивный образ школы, рассказывать о том, сколько нового можно узнать там и чему научиться. Занятия с дошкольниками в детском саду, особенно коллективное творчество, где дети учатся работать в команде, помогают выработать необходимые навыки совместной деятельности, развить внимание и умение сосредотачиваться на выполнении поставленной задачи. Занятия, направленные на развитие мелкой моторики – лепка, рисование пальчиковыми красками и т.д. – помогают подготовить руку к письму. Нет необходимости специально обучать ребенка правописанию, особенно, если у него это плохо получается. Испытав неудачу несколько раз, скорее всего, он утратит интерес и мотивацию к занятию. Гораздо полезнее в игровой форме научить ребенка срисовывать с образца графические элементы, похожие на составные части прописных букв – крючки, петельки, палочки. Это развивает пространственное восприятие и более приближено к игре, чем процесс написания букв. Посещение дополнительных кружков и секций, только тех, к которым у ребенка есть интерес, позволит ему чувствовать себя успешным и поддержит его любознательность и интерес к познанию нового.
Конечно, осуществлять подготовку к школе можно и дома, проводя регулярные занятия и развивающие игры с ребенком, но условия детского сада являются наиболее подходящими для выполнения этой важной миссии. Разнообразие игр в детском саду обеспечивает наилучшие условия для адаптации ребенка к детскому коллективу, а также к правилам распорядка дня, режиму и дисциплине. Для развития необходимых волевых качеств и познавательных процессов для детей особенно полезны игры с правилами. Для развития навыков совместной работы – коллективные игры по ролям. Разучивание песенок и стихов помогает тренировать память и внимание. В игре также развивается фантазия ребенка, воображение и креативность. Немаловажно, что благодаря играм в детском саду ребята учатся побеждать и проигрывать, адаптируются к конкуренции и впоследствии смогут воспринимать ее менее болезненно. Поэтому посещение детского сада – залог быстрой и успешной адаптации к школе.
Детский сад – настоящая первая школа жизни для ребенка. То, насколько талантливые и грамотные педагоги там работают, насколько ребенку нравится быть среди сверстников, играть и заниматься, во многом определяет его успешную адаптацию к школьному обучению.
Автор статьи: Ирина Александровна
Добавить комментарий