Новорожденный малыш владеет важным потенциалом, раскрыв который, он сможет всего за несколько лет превратиться во вполне сознательного маленького человечка. Особые познавательные механизмы развития помогают крошке успешно адаптироваться к нашему меняющемуся миру. Важно помнить – только благодаря опекающим его взрослым он может сформироваться как личность и стать полноценным членом общества.
Едва появившийся на свет малыш слаб и беспомощен, и познать окружающий мир он может только с помощью взрослых. В основе успешного познавательного развития грудничка – обеспечение базовых физиологических потребностей, главная из которых - чувство собственной безопасности. Тесный контакт с матерью, ношение ребенка на руках, в слинге, свободное вскармливание, позволяет реализовать эту важнейшую потребность. При этом ребенок получает информацию о мире через органы чувств, и их стимуляция является условием успешного интеллектуального развития. Малыш постепенно усваивает речь, начинает лепетать, пытаясь повторить слова за взрослым. Чем более эмоционально и выразительно словесное обращение к малышу, тем активнее он стремится участвовать в общении. Массаж, гимнастика, возможность самому трогать различные предметы, погремушки – всё это стимулирует работу нервных окончаний, отвечающих за развитие мозговой деятельности.
В этом возрасте малыш уже готов самостоятельно знакомиться с миром, потребность постоянно быть с матерью постепенно исчезает. Ребенок уверенно ходит, осваивает новые движения, овладевает речью. Теперь главный помощник малыша – опыт, который он получает из манипуляций с предметами. Важным фактором развития является мелкая моторика. Бросить мячик, сложить пирамидку, насыпать в формочку песок – вот пример деятельности, которая обеспечивает его познавательное развитие. Для взрослого важно поощрять активность малыша, обеспечив ему безопасность дома и на улице. Родители могут стимулировать познавательное развитие ребенка 1-2 лет созданием развивающей среды, наполненной привлекательными предметами и игрушками, поощрять развитие новых навыков. Но следует помнить, что не все игрушки одинаково полезны. Предпочтительнее – натуральные материалы, простые формы, возможность осуществлять с одной игрушкой различные манипуляции – собирать, разбирать, катать. Важно продолжать эмоциональное общение с малышом. Речь приобретает всё большее значение – малыш уже называет знакомые предметы, старается объяснить свои желания.
Успешно освоив речь и изучив простейшие манипуляции с предметами, ребенок переходит в стадию «почемучки». И без помощи взрослого тут снова не обойтись! Постоянные вопросы – результат развития познавательной активности, направленной на стремление малыша сформировать картину мира, частью которого он себя уже осознает. Поскольку его мышление остается предметным, важно не только рассказывать, но и показывать то, чем интересуется ребенок, можно даже посетить экскурсию для малышей. Дети любят играть, рисовать, конструировать, отгадывать загадки, решать головоломки. Предложив ребенку дидактическую игру, можно целенаправленно развить восприятие, мышление, внимание, память или воображение. Важно, что успешность познавательной деятельности в этом возрасте зависит от положительного эмоционального настроя, удивления и радости при встрече с новым. Задача взрослого – поощрять ребенка, радоваться новым открытиям вместе.
Игровая цель в старшем дошкольном возрасте мотивирует ребенка к превосходному выполнению познавательной задачи, но постепенно она заменяется учебной целью. Обучение в школе – первая социально-значимая деятельность ребенка. Один из критериев готовности к школе – стремление сесть за парту, оставив игрушки до перемены. И этот выбор уже вполне сознательный, есть новая цель - научиться. Активно развивается произвольная память, внимание, умение воспринимать информацию, действовать по указанному плану, находить творческие решения нестандартных задач. Познавательная активность переходит в познавательную деятельность. Ребенку, который уверенно прошел предыдущие этапы, сохранив интерес к познанию нового и получив багаж важных интеллектуальных умений, хочется учиться. И если рядом есть взрослые, которые готовы помочь и поддержать его в новой деятельности, вместе преодолеть трудности, то ребенок успешно адаптируется к школе.
Познавательное развитие ребенка в раннем детстве позволяет ему понять и изучить этот мир, подготовиться к жизни в обществе. Заложенная природой познавательная активность малыша (реализуемая через познавательные игры для детей) постепенно замещается познавательной деятельностью, которая у взрослых является осознанной и вполне предсказуемой. Главное помнить – для ребенка важно не только изучить этот мир и его законы, но и сохранить при этом радость новых открытий!
Автор статьи: Литвина Вера Викторовна
Добавить комментарий