Формирование личности ребенка происходит под влиянием множества факторов и включает в себя ряд важных аспектов. Это - физическое воспитание, умственное развитие, нравственное совершенствование, а также воспитание трудом. Именно трудовое воспитание оказывает наиболее существенное влияние на личность ребенка, играет ключевую роль в процессе развития его психики и определяет его нравственные предпочтения.
Воспитание трудом начинается с детства, когда родители, на бытовом уровне, формируют у малыша представление о трудовых обязанностях. Оно продолжается, когда ребенок идет в школу. И тогда, именно школа становится главным трудовым наставником ученика.
Детский труд в школе, как и труд взрослых, в основном является коллективным. Однако, в отличие от взрослого, детский труд организуется исключительно в целях воспитания личности. А коллективный его характер учит ребенка процессу взаимодействия с другими участниками труда. Во взрослой жизни навыки коллективной работы наиболее востребованы, и научить этому ребенка - важная задача школы. Кроме того, необходимо сформировать у школьника готовность трудиться и эта задача решается с помощью трудового воспитания.
Школьные программы воспитания предусматривают различные виды трудовой деятельности. Каждый из них играет свою важную роль. Например, на учебных занятиях дети приучаются к напряженному умственному труду, а работа в школьных мастерских учит коллективизму и взаимопомощи.
Учебная деятельность организована так, что требует от школьника систематических усилий и целеустремленности. Кроме того, ребенку постоянно приходится преодолевать регулярно возрастающие трудности. Поскольку учебный материал от урока к уроку неуклонно усложняется, ученик вынужден учиться самодисциплине и правильной организации своего времени. Ребенок также учится правильно определять этапы предстоящей деятельности, видеть основные ее направления, анализировать процесс и грамотно оформлять соответствующую документацию. Труд также развивает все виды мышления человека, формирует мировоззрение, а успехи в труде существенно поднимают самооценку. Нельзя не учитывать и важную роль труда в выявлении и развитии способностей ребенка и его природных талантов.
Трудовое воспитание школьников может продолжаться и вне класса. Участие в кружках и спортивных секциях помогает формировать и развивать личные познавательные потребности ученика.
А работа в коллективе развивает моральные и волевые качества, чувства, а также формирует практичность. В процессе коллективной деятельности ребенок познает себя и других, осознает свои личные возможности.
В ходе обучения школа прибегает к различным способам стимуляции ученика. Это может быть простое поощрение словом или награждение ценным призом, а также организация соревновательного момента. Соревнование здесь играет особую роль, поскольку именно оно, в большинстве случаев, побуждает ученика к активной трудовой деятельности.
Конечно, трудовое воспитание наиболее эффективно в детском возрасте, когда ребенок восприимчив к воздействию окружающей среды и активней впитывает в себя новые знания и навыки. Но и в старших классах его роль все еще остается актуальной. И эта актуальность напрямую связана с профессиональной ориентацией ученика. В старших классах подростки наиболее активно и плодотворно участвуют в производительном труде, создают материальные ценности. Такое участие формирует у школьника профессиональные интересы, выявляет профессиональные склонности. Учащиеся больше узнают о разных видах трудовой деятельности и об их значимости в обществе. Они учатся соотносить свои способности и желания с требованиями к тому или иному виду труда. Все это напрямую помогает определиться с правильным выбором будущей профессии.
Трудовое воспитание в школе не менее важно, чем обучение различным наукам и по степени ценности стоит на одном ряду с ними.
Добавить комментарий