Готовясь к занятию, воспитатель заранее подбирает подходящую картинку, подбирает к ней объяснительный текст-рассказ и определяет четкие вопросы детей по содержанию картинки, продумывает, как можно применить имитацию или иные действия детей для активизации их речевой деятельности.
Для коллективного рассмотрения картинку следует размещать так, чтобы свет падал прямо на нее, а не сбоку. Демонстрируя картинку, нужно дать детям возможность хорошо ее рассмотреть и высказаться. Дети, увидев картинку, как правило, называют то, что им больше нравится и известное. Нужно поощрять детей к рассказам, помогать им.
После того как дети выскажутся, воспитатель ставит ряд вопросов, направленных на уточнение названий персонажей, предметов, их признаков, действий, назначения, места событий. Затем воспитатель рассказывает содержание картинки (дает объяснительный текст) и снова задает вопрос, стимулирующий детей к воспроизведению рассказа.
Когда дети научатся хорошо отвечать на простые вопросы, рекомендуется применять сравнительные вопросы. Они научат детей строить сложные (сложносочиненные) предложения. Например, для картинки «Дети дома» или «Семья» можно спросить: «Что делает отец, а что делает мама?» или «Что делает сестренка, а что делают братья?».
Сравнительные вопросы можно использовать и при рассмотрении двух картинок, связанных простым сюжетом. Например, можно сравнить изображение курицы и кошки и спросить: «Где сидит курица, а где сидит кошка?". Подобные вопросы способствуют концентрированию внимания детей на картинке, лучшему анализу содержания картинки, а вопросы, требующие определения пространственных отношений между предметами, способствуют формированию умения принимать предлоги, понимать их значение (в, на, под, за) и обобщать.
Сравнительные вопросы доступны детям, начиная с 2 лет 8 месяцев, их следует ставить на повторных занятиях рядом с простыми вопросами. Нужно ставить и такие вопросы, которые привлекают внимание детей к причинно-следственным связям, например, «Почему девочка плачет?», «Почему папа ругает сына?», «Почему дедушка такой нарядный?».
Ко второй группе вопросов относятся вопросы, раскрывающие содержание объяснительного рассказа. Они имеют целью закрепить понимание детьми содержания картинки, уточнить и углубить знания о предметах и явлениях действительности, которые изображены, активизировать речь. Например, для изображения «Катя и курочка» спрашивают: «Как Катя смотрела на курочку? Что она принесла курочке? Что Катя сказала?».
Ребенку в начале третьего года жизни во время самостоятельного конструирования двусложного предложения (предложения, имеет главные члены - подлежащее и сказуемое) трудно сочетать в нем более двух слов. Поэтому на первых порах в такой текст к картинкам вводите предложения, состоящие из 2-3 слов.
Например, изображение «Коза и козленок» можно составить такие предложения: «Это коза. Это козленок. Коза бежит. Козленок стоит ». На следующем занятии или в индивидуальной работе текст можно усложнить так, чтобы двусложные предложения были распространены, например: «У козы рога. У козленка есть рожки. У козы большие рога, у козленка рога маленькие». Также на повторных занятиях рекомендуется вводить в текст сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Например: «Коза большая, а козленок маленький. У козы большие рога, потому коза велика. У козленка маленькие рожки, потому козленок маленький». С каждым разом на занятиях подается более сложный текст-рассказ.
Для формирования у детей грамматически правильной речи следует вводить в текст различные грамматические формы слов. Например, изображение «Девочка кормит козочку» можно так построить текст: «У Алены была козочка. Аленка козочку любила, ухаживала, кормила травкой. Нарвала Аленка травки, дает козочке и говорит: «Ешь, ешь, козочка, травку, травка зеленая, сочная».
Наряду с учебными задачами на занятиях с картинкой нужно решать и воспитательные задачи: продолжать формировать у детей правильное отношение к изображаемым персонажам, их действиям, отношениям; вырабатывать умение слушать ровесника, который отвечает, и понимать смысл его речи. Для этого нужно побуждать детей к подражанию фраз того, кто отвечает, предлагать дополнить или исправить его высказывания.
Добавить комментарий