Вы задумывались о том, какое влияние оказывает этика педагога в общении с родителями школьников на учебный результат? Оказывается, умение тактично вести переговоры не менее важно, чем эффективные навыки преподавания.
Содержание:
Сферы влияния на ребенка
Контакт педагога с родителями
Этика общения с родителями
Сферы влияния на ребенка
На протяжении всего времени обучения в школе на ребенка основное влияние оказывают 3 стихии, 3 группы людей:
Влияние друзей, сверстников, как правило, меньше всего поддается контролю, это влияние не целенаправленное. Дети общаются, дружат, конфликтуют, так или иначе влияют друг на друга и учатся жизни и общению. Ну а целенаправленно влияют на ребенка, конечно, семья и школа, родители и педагоги.
Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, хорошо бы, чтобы действия родителей и учителей были направлены на достижение одних и тех же целей. Более того, важно, чтобы и методы воздействия были если не схожими, то, по крайней мере, не противоречили друг другу.
Что же нужно для того, чтобы действия родителей и педагогов были согласованными?
Контакт педагога с родителями
Конечно, в первую очередь, нужно общение между родителем и педагогом. Причем совсем не достаточно формального посещения родительских собраний, обсуждения вопросов успеваемости и обещаний разобраться с очередной двойкой. Общение должно быть продуктивным и нацеленным на решение вопросов в интересах ребенка.
Общение между родителем и педагогом – это общение двух взрослых людей. При этом взрослые люди играют абсолютно конкретные социальные роли. Для учителя важно уметь перестраивать стиль общения на позицию взрослый-взрослый, а родителю не вставать на позицию ребенка.
Только общение двух взрослых людей, направленное на выбор согласованных действий в интересах ребенка, может дать хороший результат.
Этика общения с родителями
Педагогу важно соблюдать ряд негласных правил и норм в общении с родителями:
- Безусловно, любое человеческое общение должно быть основано на уважении к собеседнику. И общение с родителями не исключение. При этом уважение важно проявлять не только к родителям, но и к ученикам. То есть, даже освещая какие-то трудности, связанные с обучением, поведением, общением ребенка, важно делать это с позитивной стороны.
- Если родитель, приходя в школу, будет слышать от учителя упреки или негатив относительно своего ребенка, то вариантов развития событий несколько. Во-первых, родитель, вынужденный «краснеть» за своего отпрыска, может перенаправить негатив на ребенка, может, наоборот, встать на защиту ребенка и вступит в конфликт с педагогом. Может случиться и то и другое, но конструктивное решение проблемы, скорее всего не будет найдено.
- При этом не стоит педагогу замалчивать проблемы, боясь показать свою несостоятельность в решении педагогических вопросов. Строить потемкинские деревни, считая, что родители должны считать, что в школе все идет идеально, не всегда правильно. Ведь только совместная работа по всем направлениям и согласованные действия между родителями и школой могут быть по-настоящему эффективны.
- Педагог, как профессионал, должен помогать родителям в решении любых проблем, опираться на положительные, сильные стороны ребенка, действия должны быть направлены на развитие потенциала, а не на купирование негативных проявлений поведения.
- Хорошо, если педагог ненавязчиво привлекает родителей принимать более активное участие в школьной жизни ребенка. Это будет служить залогом укрепления не только отношений между семьей и школой, но и между родителями и ребенком.
- Важно педагогу всегда оставаться тактичным и деликатным. Принцип невмешательства в личную жизнь семьи должен сочетаться с чутким вниманием ко всему происходящему с ребенком. Профессиональный педагог с легкостью может определить, какие семейные трудности или недочеты домашнего воспитания могут стать источником негативных проявлений ребенка. В этом случае важно деликатно обратить внимание родителя, сделать тактичное предположение о возможных проблемах, опираясь не на проблемы в обучении или проблемы с ребенком, возникающие у учителей, а на проблемы и интересы самого ребенка.
- И еще важным правилом, даже, пожалуй, законом является необходимость не переносить отношение с родителем на отношения с ребенком, и наоборот. Даже если отношения с родителями не сложились, конфликт не должен быть перенесен на ребенка.
И родители, и педагоги должны всегда помнить, что у них одна общая цель – здоровье и гармоничное развитие ребенка. Чем согласованнее и внимательнее они будут действовать, тем больше выиграет от этого ребенок.
Добавить комментарий