Учебная деятельность для дошкольников всегда связана с немалым нервным напряжением. Длительная и однообразная работа и задания не вызывают у них живого интереса, да и необходимые волевые усилия недостаточно развиты. В процессе долгих занятий испытывают нагрузку мышцы туловища, кисти рук, органы зрения и слуха. У детей теряется интерес, ослабляется внимание, память и снижается работоспособность. Следовательно, задача взрослых предупредить возникновение утомления у малышей, т.к. переутомление ведет к различным нервным расстройствам.
Чтобы быстро и действенно снять усталость необходимо переключиться с одной деятельности на другую, давая передышку нервным центрам и мышцам, задействованным на занятии. Именно поэтому обязательная составляющая образовательной деятельности в детском саду – физминутки для дошкольников.
Физминутки представляют собой комплекс кратковременных физических упражнений, сопровождаемых песенками или стишками, для активизации дыхания, улучшения кровообращения и снятия напряжения в мышцах. Физминутки для дошкольников проводят примерно в середине занятия в виде игровых действий продолжительностью около 2-х минут. Движения должны быть простыми, доступными, интересными для детей, и в тоже время, достаточно интенсивными, охватывать многие группы мышц. Наибольший эффект дает сочетание нескольких разных комплексов. Важно не превышать временной лимит, т.к. это даст обратный эффект. Малыши развеселятся, и вернуть их к занятию будет довольно сложно.
Физминутка – веселое физическое упражнение на снятие усталости. В книгах и на просторах интернета представлено бесчисленное множество различных физминуток. Но как правильно подобрать комплекс движений? Ответ содержится, прежде всего, в вопросе: что устало у малышей именно сейчас? Выбор подходящей той самой эффективной физминутки для дошкольников зависит от того вида деятельности, которым дети занимаются в настоящий момент. Физические упражнения должны позволять телу принимать положение, противоположное (антагонистичное) тому, в котором находилось оно в период занятия. Физминутки для дошкольников обычно сопровождаются легко запоминающимися песенками или стихами, которые подсказывают малышам, как двигаться и что делать дальше.
Двигательно-речевые или физминутки – разминки. Направлены на расслабление различных групп мышц, активизацию деятельности мозга, дыхательной и сердечно – сосудистой систем, улучшение кровоснабжения внутренних органов. Кроме того развивают координацию движений, активизируют память и внимание, улучшают речевые навыки, формируют творческое воображение.
У современного ребенка нагрузка на глаза просто огромная. Телевидение, компьютер, мобильные телефоны и игровые приставки занимают большую часть времени в течение дня дошкольника. Отдыхать глазам детей приходится только во время сна. Гимнастика для глаз служит профилактикой нарушений зрения. Детям очень нравятся электронные физминутки – офтальмотренажеры. Они представляют собой специальную гимнастику, подготовленную с помощью современных компьютерных технологий. К примеру: на мониторе представлена таблица с изображениями. Сбоку сидит бабочка, которая на каждый щелчок мыши перелетает с одной картинки на другую. Малыши следят глазами за бабочкой и называют изображение, на которое она приземлилась. Однако далеко не все дошкольные учреждения могут позволить себе ЭОР. Чаще всего педагоги самостоятельно изготавливают зрительные таблицы или применяют разнообразные комплексы упражнений для глаз.
Зачастую дошколята при пользовании кисточкой, карандашом или ручкой довольно крепко сжимают пальцы, наивно полагая, что от этого у них красивее получается рисунок, буква или цифра. Как результат – мышцы кисти и руки быстро утомляются. В данном случае наиболее эффективной разминкой будет пальчиковая гимнастика. Если упражнение сопровождается стихами, не стоит требовать, чтобы все малыши обязательно их проговаривали. Тут главное – движения.
Учебная деятельность приводит малышей к сильному возбуждению, волнению или угнетению. Отсюда появляется избыточное напряжение отдельных групп мышц. Малыши не умеют самостоятельно избавляться от напряжения и неприятных ощущений. Дошкольников необходимо учить это напряжение чувствовать, изменять его степень или полностью снимать, расслабляя определенные мышцы тела. Релаксационные упражнения помогают детям устранить и эмоциональное напряжение.
Еще одним видом расслабляющих физических упражнений можно считать музыкальные физминутки для дошкольников. Эффект расслабления достигается путем сочетания снятия мышечного напряжения с терапевтическим влиянием музыки на психику малышей.
Для дошкольников физминутка – минутка здорового и активного отдыха, но для педагога – это возможность максимально эффективного обучения детей.
Для примера можно привести такие образцы физкультурных минуток:
Встали детки, потянулись, (ручки тянут вверх)
Покружились, улыбнулись, (кружение на месте, улыбка, повороты головы вправо и влево)
Глазки вправо, глазки влево, (голова неподвижна, движения только глазами)
Все шагаем дружно, смело. (шаги на месте)
Я – ромашка, я расту, (руки вверх и потянулись)
Вижу неба красоту, (голову вверх)
Ветерком я обдуваюсь, (помахали руками вверх-вниз)
И росою напиваюсь. (наклонились вниз и руками «зачерпываем водичку».
Автор статьи: Мардарь Людмила Александровна
Добавить комментарий