По мере взросления дети становятся самостоятельными участниками дорожного движения. И если раньше решение в возникающей сложной дорожной ситуации за них принимали родители, то с каждым шагом к независимости у детей возникает необходимость осознавать важность ответственного поведения на дороге. Ведь нередко детская шалость и невнимательность приводят к серьёзным непоправимым последствиям. В этой связи особую актуальность приобретает дорожная грамотность, важную составляющую которой слагают современные наглядные пособия, например, специальные игрушечные дорожные знаки для детей и знаки дорожного движения в картинках.
Важность наглядной пропаганды соблюдения правил дорожного движения детьми дошкольного и школьного возраста заключается в том, что детское восприятие в силу своих психологических особенностей более активно реагирует на знаки дорожного движения, если они представлены именно в наглядной форме, например, если это знаки дорожного движения в картинках. Никакие лекции и логически выстроенные доводы не смогут привить детям культуру поведения на дороге. В их памяти скорее отобразится наглядный, разъясняющий то или иной правило знак, чем долгая беседа о безопасном поведении на дороге.
Ярким, а возможно главным примером подражания для многих детей становятся их родители. Демонстрируя своё уважение к требованиям правильного поведения на дороге и обращая внимание своих чад на знаки дорожного движения, представленные в картинках, родители как добропорядочные граждане не только повысят свой авторитет в их глазах, но и смогут уберечь от возможных опасностей. Например, на нерегулируемом пешеходном переходе, где требуется особенно повышенная концентрация внимания, или на отдыхе в деревне.
Изучив в рамках дополнительных школьных занятий с учащимися знаки дорожного движения, используя специальные игрушечные дорожные знаки для детей и знаки дорожного движения в картинках, опираясь на активную поддержку родителей в усвоении теоретического материала, школьники особо нуждаются в закреплении приобретенных навыков безопасного поведения участников дорожного движения на практике. Такие занятия ценны для детей ещё и тем, что с учётом их возрастных особенностей у них есть возможность получать первичные знания, систематизировать полученную информацию, а самое главное – овладеть практическими навыками непосредственно в рамках школьной программы воспитания.
Зрительные ощущения, особенно у детей, являются одним из основных источников их познания и формирования представлений об окружающей действительности. Особенно запоминающиеся школьниками специальные игрушечные дорожные знаки для детей и знаки дорожного движения в картинках – это прямой путь от восприятия к мышлению и далее к анализу и корректировке поведенческого шаблона.
Физиология зрительного восприятия заключается в том, что путём зрительной перцепции школьники выявляют взаимоотношения частей в пространстве и соотносят свойства образца со свойствами имеющегося материала. Таким образом, картинки позволяют детям быстрее и эффективнее копировать требуемые поведенческие действия на дороге и с успехом применять их в жизненной ситуации. Но опасность подстерегает в том, что зачастую дети не обладают гибкостью восприятия, поэтому немаловажным остаётся изучение знаков дорожного движения именно под руководством взрослых – родителей и педагогов. Именно благодаря грамотно выстроенной программе обучения школьники смогут сформировать в своём сознании понятие о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. С учётом того, что сенсорными эталонами цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер, их осознанное понимание будет содействовать тому, чтобы правильно распознавать знаки дорожного движения в картинках.
Делая общий обзор действующих знаков дорожного движения, важно обратить внимание детей, что они являются неотъемлемой частью Правил дорожного движения. Дети должны в полной мере осознавать, что пешеходы как участники дорожного движения должны знать правила дорожного движения наравне с водителями. Особенно актуально изучение знаков дорожного движения теми детьми, которые уже освоили велосипедную езду. Нелишним будет упомянуть их видовую классификацию на предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички), дорожную разметку и её характеристики, чтобы изучение происходило систематизировано и сформировало в их сознании правильное понятийное представление о применении того или иного знака.
Автор статьи: Аврора
Добавить комментарий