Услышав знакомые слова, мы вспоминаем свои школьные годы. У кого-то сохранились воспоминания об интересных классных часах, но многим эти слова навевают скуку, ведь часто все превращалось в заслушивание тематического доклада. Тем не менее, классный час был и остается основой воспитательной работы в школе. Его функции невозможно заменить никаким другим мероприятием. Еженедельные встречи учеников и классного руководителя являются обязательным атрибутом школьной жизни. Благодаря им у учителя и учеников есть возможность поближе познакомиться, решить конфликтные ситуации, реализовать возможности, невостребованные в учебное время.
Принимаясь за классное руководство, учитель задумывается о том, каким будет класс, какими делами и интересами он будет жить. Как правило, основное направление работы классного руководителя определяется воспитательной системой школы, в которой он работает. Современные требования к ней основаны на традиционных направлениях: морально-этическом, гражданско-патриотическом, научно-познавательном, художественно-эстетическом, трудовом. Современная воспитательная система дополняется экологическим и здоровьесберегающим направлениями. Универсальность классного часа как метода заключается как раз в том, что он позволяет объединить в одном мероприятии сразу несколько направлений. Например, классный час «Кулинарные традиции» в многонациональном классе будет и гражданско-патриотическим, воспитывающим толерантность в детях, и морально-этическим, прививающим общечеловеческие нормы поведения в обществе, и художественно-эстетическим, знакомящим с элементами культуры разных народов. Для достижения максимального эффекта необходимо лишь подобрать наиболее подходящую к теме форму.
Чаще всего классные руководители проводят классный час в форме беседы или лекции. Его проведение не требует долгой подготовки. Достаточно пригласить для выступления эксперта по выбранной тематике. Во время такого мероприятия ученики на примере опытных ораторов учатся выступать перед аудиторией, удерживать внимание слушателей, доносить ясно свои мысли. Такой опыт очень полезен в жизни. Но можно изменить форму на конференцию для того, чтобы польза от классного часа стала более ощутимой. На конференции ученик учится доносить свои мысли в отведенные временные рамки, отвечать на вопросы, выслушивать оппонентов, защищать свою точку зрения. И если во время уроков это не всегда возможно, то классный час в такой форме станет прекрасным дополнением к учебному процессу.
Более желательны любые интерактивные формы классных часов, так как меняют привычную обстановку на неформальную, раскрепощают, стимулируют творчество. Ученики любого возраста с удовольствием принимают участие в викторинах, конкурсах, играх, значит не стоит забывать и о них. Они требуют более тщательной подготовки, не всегда укладываются в рамки одного урока, но зато эффективность их гораздо выше, ведь такие классные часы решают одновременно сразу несколько педагогических задач.
Любая форма классного часа требует тщательной подготовки. Особенно это касается технической стороны.
Современные информационные цифровые технологии так глубоко проникли в нашу жизнь, что представить себе школу без них невозможно. Сегодня учителя работают с интерактивным оборудованием, ведут фото - и видеосъемку уроков и мероприятий, составляют презентации, работают в образовательном интернет-пространстве, общаются в соц. сетях с коллегами, учениками, родителями. Не мог не измениться и классный час.
Наличие доступа в интернет в современных классах позволяет быстро найти материал по любой тематике и использовать во время классного часа. Интерактивные доски, видеопроекторы, компьютеры делают доступными любые он-лайн мероприятия, например, видеоконференции с ровесниками из других стран. А возможность выложить видео с классного часа на сайте школы позволяет родителям приобщиться к жизни их детей в школе.
Зачастую классному руководителю не хватает времени и сил на то, чтобы технически качественно подготовить классный час. К тому же в одиночку не справиться одновременно и с ролью ведущего, и с ролью оператора, и с ролью звукорежиссера. И здесь на первый план в подготовке и проведении должны выходить родители и ученики. Чем младше школьники, тем больше помощи классному руководителю оказывают родители. Да и среди учеников средних и старших классов всегда находятся желающие помочь учителю в организации технической стороны. В любом случае возможности современного интерактивного и цифрового оборудования расширяют творческие горизонты как учеников, так и самого классного руководителя.
Какую бы форму или тематику классного часа не выбрал классный руководитель, он, прежде всего, заботится о гармоничном воспитании личности каждого из его учеников. Чем больше форм, методов и приемов использует он в своей работе, тем быстрее достигает положительных результатов. И одну из ведущих ролей в этом процессе играет грамотно и творчески подготовленный классный час.
Автор статьи: Коротченко Анна Викторовна
Добавить комментарий