Жизнь каждого человека полна потрясений и стрессовых ситуаций. Некоторые люди справляются со своими тревогами на раз, а на некоторых возникающие трудности оказывают глубокое воздействие, оставляющее след на долгие годы. Мало кто из нас не знает, что такое экзаменационный стресс, а вот про пути его преодоления у старшеклассников известно не многим.
Содержание:
Последовательность преодоления трудностей
В подростковом возрасте даже мелочи имеют большое значение, ведь происходящие события гипертрофируются в эмоционально напряженном сознании взрослеющих детей, воспринимающих экзаменационные поражения как личную несостоятельность.
В арсенале взрослых – родителей, педагогов, кроются неограниченные возможности поддержки подростков на этом этапе и о них важно знать и своевременно использовать.
Пожалуй, первым и одним из самых важных моментов является нацеленность на успех. Но успех не как результат получения отличной оценки, а успех в решении поставленной задачи.
Главной ошибкой при подготовке к экзамену становится установка школьника не на выполнение конкретной деятельности, а на возможные последствия, вследствие провала на экзамене становящиеся показателем его жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности.
Такое отношение к результатам из проверки знаний превращается в личностный рейтинг, способный лишить ученика самоуважения, вселяя страх потери уважения и в глазах окружающих.
Для того чтобы избежать таких последствий экзаменов, педагогам и, в первую очередь, родителям следует поддерживать уверенность ребенка в собственных силах. Ведь гораздо легче пережить проверку, когда ее результат не скажется на изменении отношения.
Зная, что родители в любом случае не станут ругать, не будут морализировать «Вот, а мы в твои годы…», не станут корить за получение оценки ниже «отлично», школьник пойдет на экзамен без страха разочаровать близких людей, возлагающих на него большие надежды. И это даст возможность сконцентрироваться в первую очередь на решении задач, а не на своих страхах.
Нацельте ученика на последовательное выполнение заданий экзамена. Не стоит зацикливаться на первоочередном решении трудной задачи, отнимающей много времени. За отведенный временной промежуток лучше начать с решения более легких заданий, справившись с которыми появляется уверенность в своих силах, стимулирующая к преодолению страха и перед сложной задачей.
Лучше пусть останется нерешенной одна задача, чем полностью все задание, если ученик изначально застопорится на сложностях.
Открываешь экзаменационный лист и понимаешь, что не знаешь абсолютно ничего. Вернее знал, учил, но все забыл. Это сиюминутная паника. К такому повороту событий тоже нужно подготовить ребенка.
Ничего не исчезает из памяти, просто паника блокирует информационные потоки. В такой ситуации надо сесть, глубоко вдохнуть носом воздух и… запретить себе волноваться.
Проведение аутотренинга в процессе прохождения экзамена морально стабилизирует, возвращает чувство реальности. Надо еще раз прочитать все вопросы, ведь в каждом кроется и часть ответа. Постепенно сознание вытянет из глубин полученные за время учебы знания, но не надо губить его паникой.
Бытует мнение, что шоколад перед экзаменом стимулирует работу мозга, помогая справиться и с волнением, и вспомнить решение сложных заданий. Все это так, но очень часто родители делают ошибку. Шоколадом кормят ребенка утром, перед выходом из дома.
В шоколаде содержится много легкоусвояемых простых сахаров, действие которых длится не более двух часов после попадания в организм. Таким образом, к началу экзаменационных испытаний стимулирующее действие шоколада заканчивается, успев к тому же истощить и сам мозг.
Лучшим вариантом будет съесть шоколад непосредственно перед началом экзамена. Тогда пик мозговой активности придется как раз на решение, либо устный ответ, придав, по меньшей мере, уверенности в своих силах.
И вложите в сознание ребенка, что каким бы ни был результат испытаний, он все равно самый любимый, толковый и решительный. А личностная состоятельность экзаменационными оценками не определяется.
Добавить комментарий