Вот так бывает – растишь, кормишь, ночей не спишь, а потом «бац!» - и как гром среди ясного неба сложный подростковый период, со всеми вытекающими последствиями. И, кажется, что мы правильно воспитывали ребенка, всем обеспечивали, а результат диаметрально противоположный.
Ребенок, вырастая и превращаясь в самостоятельную личность, как правило, «проверяет на прочность» все принципы, которые были бережно заложены ему в голову родителями и учителями. И иногда это проходит, мягко говоря, не очень гладко, сказываясь на всех сферах жизни. Как же вовремя заметить проблемы подростков и разрешить их?
Проблемы в отношениях с подростком это только следствие, а причина, как это не обидно звучит, в родителях.
Осознанно или нет, но мы воспроизводим ту модель, по которой воспитывали нас. А в те времена люди этим вопросом вообще не сильно озадачивались. В итоге, множество зрелых людей до сих пор не могут нащупать нить понимания с родителями.
Восточная система воспитания детей рекомендует разделить развитие ребенка на 3 периода:
В 14 лет невозможно подростка заставить поступать нужным вам образом, аргументируя: «Потому что я так сказала, вот почему!». Также нельзя все позволять восьмилетнему ребенку и никак не наказывать.
Кто-то считает, что детей наказывать нельзя, что так формируется недоверие к миру. Тогда непонятно, к жизни в каком мире эти люди готовят детей? Где можно все и всегда? Правильное наказание формирует у ребенка навык связывать негативное действие с негативным результатом и формирует ответственность. И страшно представить общество людей, которые считают, что можно все и не отличают «хорошо» от «плохо».
Другая крайность – наказание, как средство выражения собственных негативных эмоций. Наказывая ребенка необходимо ставить цель выработки у него умения думать о последствиях. Но, конечно, в 14 лет воспитывать уже поздно. Все уже заложено и теперь остается лишь «пожинать плоды». В это время самым лучшим решением будет прислушаться к ребенку, почему он так поступает? И постараться не давать критических оценок.
В нашем обществе система регуляции поведения человека основана на чувстве стыда под лозунгом: «О боже! Что скажут люди!» Стыд, по умолчанию, связывают с чувством совести, которое имеет другую природу. Стыд подразумевает внешнюю негативную оценку своих действий. Нужно быть хорошим, а то не дай Бог, кто-нибудь узнает какой я плохой! Получается, когда никто не видит – можно быть любым.
Совесть не подразумевает внешних оценок и основывается на самоуважении. Я хочу быть хорошим, потому что так я себя больше уважаю и мне так комфортно. Или не хочу. Совесть это внутреннее независимое чувство. И если проблему стыда можно решить, сыграв нужную роль, то проблему совести никак не переиграешь и от себя не убежишь. Поэтому нужно правильно расставлять акценты.
И самая важная часть воспитания детей – воспитание себя самого. Невозможно дать человеку то, чего у вас нет. Глупо говорить о вреде курения с сигаретой во рту. Глупо говорить о вреде компьютера, просиживая дни и ночи в соц. сетях. Невозможно привить уважение к родителям в той семье, где родители не уважают друг друга или самих себя. Дети – это наше кривое зеркало и они тонко чувствуют, где истина, а где подмена.
Не будем долго разбирать нашу систему образования. Скажем лишь, что она тоже имеет свои несовершенства. Главной ее позицией является развивать то, чего нет. Если мальчик не понимает математику, но отличник по физкультуре – учителя непременно порекомендуют посадить его за решение линейных уравнений. А с физкультурой и так все в порядке – зачем еще развивать? И если он не сел за их решение – пора включить механизм стыда. Вызываем родителей, и давай отчитывать – прогулы, двойки, поведение. В такой ситуации любой хороший родитель подключится к позиции учителей, а может и за ремень возьмется.
Решая проблемы подростков в школе, грамотно выбирайте, на чьей вы стороне. Помните, что ребенок – это личность, имеющая свои особенности и желания. Каждый человек имеет способности к чему-либо, что-то делает хорошо, а что-то не умеет. Универсальных людей не бывает, невозможно быть специалистом во всем. Понятно, что хорошие оценки нужны, чтобы поступить в институт и стать человеком. Но, только, выбирая своему ребенку правильную жизнь, мы зачастую забываем о том, что ребенок – это не собственность и не сырье, для производства «супер-человека». Семья дается человеку для поддержки, а не манипулирования. Поэтому, каждый раз, когда слышите что-то о сыне или дочери – не спешите с выводами и наказанием. Учителя приходят в нашу жизнь на 10 лет, и уходят, а ваши отношения останутся…
Многие родители оказываются глухонемыми, когда возникают проблемы подростков в отношениях со сверстниками, считая эту проблему незначительной. В то время как для подростка именно эта тема является самой животрепещущей. Проблемы подростков в отношениях проявляется двумя способами:
1. дурная компания;
2. отсутствие друзей.
Каждый ребенок хочет занять определенную позицию среди друзей и одноклассников. Кому-то нужна роль лидера, кому-то просто хорошего друга. Родители, тем временем, считают, что это все ерунда и вообще не слушают и не слышат ребенка. Или, еще хуже, услышав что-либо, начинают негативно отзываться о его друзьях. Лекарством от этого является доверие. И не только ребенок должен доверять вам то, что его волнует. Вы должны доверять своему ребенку делать выбор самостоятельно. Только это является залогом искренних отношений.
И самый главный совет в общении с подростком – откажитесь от идеи вернуть былую власть над ребенком! Будьте ему старшим другом и помощником, только так можно сохранить свой авторитет в его глазах.
Автор статьи: Смыковская Наталья Леонидовна
Добавить комментарий