Для каждого человека возраст между одиннадцатью и пятнадцать годами – это целая эпоха. Как Средневековье или Возрождение в мировой истории. Подростковый возраст для каждого из нас – наверно, самый трудный из возрастов. Переходным он называется, потому что в это время ребенок проделывает большой путь к себе взрослому. Не зря этот период называют так же трудным и переломным. Именно в этом возрасте формируется Человек.
Подростковый возраст – пубертатный период, который отличает ускорение физического развития ребенка, полового созревания. В организме подростка просто бушуют изменения, появляются вторичные половые признаки, даже состав крови изменяется. На фоне этих преобразований ребенок учится заново ощущать, принимать образ своего «нового» или, скорее, обновленного тела. За восприятием логически следует и оценка нового себя – своей внешности.
Такая повторная (после младенческого возраста) самоидентификация весьма важна в этот период, так как от представлений о привлекательности или непривлекательности своего тела зависит осознание своей привлекательности вообще. При этом восприятие своего отражения в зеркале по-разному влияет на самооценку девочек и мальчиков. Например, если девочка-подросток не считает свою внешность привлекательной, соответствующей определенным требованиям и стандартам, то и прочие стороны своего «я» она склонна оценивать весьма не лестно. У мальчиков-подростков негативное отношение к своему внешнему образу не смешивается с высокой оценкой интеллектуальных или моральных качеств.
Физиологическое вхождение в подростковый возраст, разумеется, не оставляет без изменений психологию детей. Или уже не детей. В этот период у подростков начинают формироваться особой направленности чувства и мысли, их привлекают какие-то новые неизвестные стремления и действия. «Уже не дети» вступают в игру, правила которой очень близки к деятельности и ответственности взрослых.
Почему подростковый возраст называют трудным? Многие родители ответят, что с подростками невозможно договориться «по-хорошему», что дети становятся эгоистами и не слышат взрослых. Скорее всего, подростковый возраст сложен для самих подростков. В этот период у детей появляется чувство «взрослости». Они перестают ощущать себя детьми, но понимают, что еще не выросли. Поэтому именно это время порождает интерес к себе как к личности, толкает к сопротивлению и преодолению – подросток не знает, как показать окружающим, что «уже не ребенок», поэтому взрослые наблюдают упрямство, даже хулиганство, протест устоявшимся авторитетам.
Сложным этот период делает не только преображение подростка, но и неготовность взрослого менять привычный стиль взаимодействия (направлять и контролировать) – ребенок пока по-прежнему полностью зависим от родителей. А недавний «малыш» стремится выйти из сложившегося круга родительской опеки и начинает сопротивляться обычным требованиям. Попытки ограничить его самостоятельность очень обижают обострившееся чувство собственного достоинства. Подросток начинает претендовать на некое равноправие со взрослыми, не принимая свое подчиненное и ведомое положение. Соответственно, он пытается ограничить права взрослых и расширить свои, претендуя на уважение к своей личности и признание себя равным взрослому.
Встречая совершенно естественное сопротивление со стороны взрослых, «уже не ребенок» находит себе место в подростковом обществе. Здесь формируется своя социально-психологическая ситуация, определяются свои моральные нормы и выстраиваются уже не детские отношения. Общение со сверстниками считается ведущей деятельностью в этот период. Это особая сфера личной жизни подрастающего поколения, освобожденная от вмешательства взрослых. Как раз здесь проявляется желание иметь друзей и быть признанным и уважаемым за свои личные качества, стремление к совместной деятельности с товарищами. В подростковых группах складывается своя пирамида ценностей – в этот период в ровесниках очень ценятся умение дружить и владеть собой, смелость, знания и сообразительность. В такой среде дети учатся познавать себя и окружающих.
Развитие общения формирует и перестраивает интеллектуальную и познавательную сторону личности подростка. Подростковый возраст отличается уменьшением стремления к обучению, в отличие от младших школьников. С возрастом для учащегося более привлекательным становится содержание, требующее некоей самостоятельности. Начинается деление учебных занятий на нужные и ненужные, интересные и не очень. У подростка формируются новые стимулы для обучения, связанные с романтическими идеалами или профессиональными намерениями. Появляются новые качества – способность проследить путь от причины к следствию и теоретически мыслить. Развитие взрослости очень важно для формирования и закрепления умений и навыков. Подростки начинают равняться на взрослых и стараются стать их помощниками – мальчики учатся водить авто, столярничать, девочки – готовить, шить.
Трудный, переходный, переломный подростковый возраст – целая эпоха в человеческой жизни. Парусник вышел в открытый океан… Давайте поможем ему поймать попутный ветер!
Автор статьи: Гришина Наталья Анатольевна
Комментарии
Добавить комментарий