Чтобы для школьника правильно составить распорядок дня, надо четко понимать, что он собой представляет и насколько необходим. Особенно важно разобраться в этом вопросе родителям, дети которых не посещали детсад и особо не привыкли придерживаться временных рамок в продолжительности сна, игр, прогулок, просмотра телевизора и т.д.
Распорядок дня школьника – это распределение времени таким образом, чтобы его сон и питание были полноценны, а работа и отдых чередовались самым оптимальным образом. Если данные требования соблюдаются, на протяжении дня ученик сможет успевать делать все, что от него требуется, и при этом не будет чувствовать себя чрезмерно усталым. Режим дня важен еще и потому, что помогает приучить школьника к порядку, самостоятельности и ответственности, а также сохранить его здоровье в то время, как нагрузки на детей стали гораздо больше, чем каких-то 10 лет назад.
Ребята способны быстро привыкнуть к школьным правилам и упорядоченности действий во время пребывания в школе. Если и дома существует строго определенный порядок, можно полагать, что ребенок не будет приходить на занятия, не выспавшись или не успев позавтракать, а после учебы не станет до вечера слоняться по улицам или смотреть телевизор, наскоро подкрепившись чипсами и отложив приготовление уроков до прихода родителей с работы.
Вряд ли стоит предлагать вниманию родителей расписанный по минутам распорядок дня школьника, которого их ребенок должен придерживаться, потому что в каждой семье свои обстоятельства. Ознакомившись с основными требованиями, предъявляемыми медиками и педагогами к режиму дня, можно самостоятельно составить распорядок, соответствующий возрасту конкретного ребенка, учебной смене (1-й или 2-й), а также укладу жизни семьи. Это позволит школьнику проводить время плодотворно, питаться своевременно и нормально отдыхать, что будет способствовать его развитию и успешной учебе, предупредит появление различных заболеваний, в том числе, хронических.
Распорядок дня школьника должен выглядеть, как список последовательных действий, выполняя которые, ребенок сумеет быстро приспособиться к меняющемуся ритму жизни и обретет навыки переключаться с одного вида деятельности на другой, не тратить время попусту.
У человека бывают периоды активности и периоды ее спада. В течение суток повышение работоспособности проявляется дважды: с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, причем второй период проходит с меньшей интенсивностью. Составляя распорядок дня школьника, следует учитывать эти особенности биологических ритмов, а также уровень его развития и физические возможности.
В распорядок дня, помимо сна, питания, занятий в школе и дома, должны быть включены:
- утренняя гимнастика, иная физическая активность;
- водно-гигиенические процедуры;
- пребывание на свежем воздухе;
- помощь по дому;
- время для игр и других любимых дел.
В распорядке дня школьника все компоненты важны. При регулярном нарушении режима, исключении или сокращении чего-то одного в пользу другого нарушается баланс между сном и бодрствованием, между работой и отдыхом, нередко наблюдаются и перекосы в воспитательном процессе, так как ребенок быстро поймет, что можно быть необязательным и неисполнительным.
Все дела надо планировать так, чтобы школьник, независимо от того, в какой смене он учится, ложился спать и пробуждался в одни и те же часы. Это позволит ему высыпаться, легко вставать по утрам и не «клевать носом» на уроках. Для здоровья ребенку нужен сон продолжительностью 9 – 10 часов. Недосыпание чревато снижением работоспособности и рассеянностью, а при постоянном недосыпании нарастает переутомление, что может стать причиной невротических расстройств.
В любое время года комнату надо тщательно проветривать перед сном. Самая благоприятная для здорового и крепкого сна температура воздуха – это 18°, так что в помещении, где спит ребенок, не должно быть жарко и душно.
Перед сном хорошо было бы поговорить с ребенком, расспросить об успехах за день и похвалить его. Ученику начальных классов можно почитать книгу (интересно каждый вечер, с продолжением). После этого любимое чадо будет засыпать с положительными эмоциями.
Младшим школьникам, если они не остаются в группе продленного дня, полезно поспать после обеда, чтобы восстановить силы. Дневной сон не помешал бы и старшим ребятам, занимающимся в 1-ю смену, но осуществить это не всегда позволяют длительность занятий в школе, объем домашних заданий, посещение секций и кружков и, главное, ощущение себя взрослыми.
Ребенок нуждается в регулярном и качественном питании. С медицинской точки зрения, в распорядок дня школьника надо включать 5-кратный прием пищи, при этом:
- во время завтрака, обеда и ужина он должен получать полноценные блюда;
- во время полдника и второго ужина можно обходиться кефиром, соком, чаем, булочками, фруктами.
Важно, чтобы приемы пищи происходили строго в свое время – это позволит желудочно-кишечному тракту ребенка функционировать нормально, не отвлекая его от занятий чувством голода и не доставляя таких проблем, как, например, гастрит.
Родителям стоит хорошо подумать, прежде чем запрещать детям обедать в школе, давая им с собою бутерброды, булочки и т.п. Свертки с едой не заменят днем горячее питание и первое блюдо. Так что лучше сначала увидеть, что именно подают в школьной столовой, послушать отзывы о питании других родителей и классного руководителя, а потом принимать решение.
Дети, учащиеся во 2-ю смену, должны обязательно обедать перед уходом в школу и брать что-либо на полдник, чтобы подкрепиться на одной из перемен.
Вокруг расписания занятий выстраивается весь распорядок дня школьника. От количества уроков в школе и объема заданий на дом зависит, сколько у ребенка останется времени на отдых, пребывание на свежем воздухе, физическую активность и другие дела. Приступать к домашнему заданию следует только после хорошей прогулки, но при этом надо не упускать период естественного повышения работоспособности, о котором было сказано выше.
Если ребенок учится во 2-ю смену, нельзя заставлять его делать уроки вечером, так как он устал, и, кроме того, в это время суток значительно снижаются внимание, способность к восприятию и запоминанию. А вот утром, после завтрака, школьник поработает над домашним заданием с большей продуктивностью. Только надо так распланировать утренний период, чтобы между выполнением уроков и уходом в школу оставалось время для прогулки.
От класса к классу, требуется все больше времени на занятия в школе и дома, соответственно, приходится уменьшать количество времени, используемого в других целях. Однако, корректируя расписание дня школьника, нельзя делать это в ущерб его пребыванию на свежем воздухе и физической активности. Лучше «пожертвовать» временем, проводимым перед телевизором и компьютером.
Дети любого возраста должны как можно больше времени проводить на воздухе. Не следует забывать и о важности солнечного света для полноценного развития детского организма. В расписание дня школьника включаются большие прогулки: для 1-й смены после занятий, для 2-й смены до занятий. Ученики младших классов, конечно, имеют для этого больше времени, чем старшие школьники. Гулять необходимо в любую погоду, за исключением лютых морозов и проливных дождей.
Надо также учитывать, что ребенок получает кислород по дороге в школу и на обратном пути. Исходя из этого, не стоит в хорошую погоду привозить ребенка прямо к школьному порогу и там же забирать, чтобы он, не подышав воздухом и не размявшись физически, не попадал из одного помещения сразу в другое.
Утренняя гимнастика, физминутки между домашними заданиями, физическая активность на воздухе – все это должно быть включено в расписание дня школьника. Посещение спортивной секции желательно, но возможность занятия спортом зависит от разных обстоятельств, в том числе, от состояния здоровья ребенка.
Детям младшего возраста необходимо больше двигаться, бегать и прыгать – это нужно как для их развития, так и для полноценного отдыха.
Старшеклассникам также полезна любая физическая активность, в том числе, и для того, чтобы снизить напряжение от немалой умственной нагрузки и минимизировать негативные проявления гормональной перестройки.
Утреннее умывание и принятие душа перед сном, чистка зубов утром и вечером (непреложные правила), принятие душа после сна и закаливающие процедуры (по возможности) – этим делам тоже отводится время в режиме дня школьника. Так он сможет закрепить навыки соблюдения норм гигиены, к тому же, принятие душа будет позволять ему утром взбодриться после сна, а вечером смыть с себя не только уличную пыль и пот, но и усталость.
Детям надо предоставить возможность заниматься любимыми делами, отведя для этого разумное количество времени в учебные дня и несколько больше в выходной.
Не следует планировать для школьников младших классов просмотр телепередач более 45 минут – им это не положено по возрасту, да и старшим ребятам не стоит позволять проводить перед телеэкраном много времени, ведь эти часы можно провести с большей пользой и для их интеллектуального развития, и для здоровья.
Школьнику надо поручать выполнение домашних дел, характер и количество которых будут зависеть от его возраста. Во-первых, ребенок может и должен самостоятельно поддерживать порядок в школьных принадлежностях, на своих полках с книгами, игрушками и другими вещами, разбирать перед сном и застилать утром свою постель. Во-вторых, необходимо привлекать его к посильной помощи взрослым членам семьи, выделяя для этого время каждый день или с иной периодичностью.
В заключение, хотелось бы сказать, что правильно поступят те родители, которые:
- не только составят расписание дня школьника, но и с его помощью хорошо оформят сей документ – красочно или с юмором – и разместят на видном месте;
- будут нацеливать на честное соблюдение режима дня и контролировать фактическое его выполнение (первое время это надо делать регулярно, по мере возрастания ответственности ребенка – реже, чтобы он понимал: ему доверяют).
Взрослея, приученный к дисциплине школьник сможет сам регулировать свое время так, чтобы его хватало на многое, и, самое главное, на хорошую учебу и нормальное физическое развитие.
Наверное, многие люди, умеющие рационально планировать свои дела и обладающие такими качествами, как ответственность и обязательность, могут вспомнить, что в далеком школьном детстве родители приучили их, в том числе, к соблюдению режима дня.
Автор статьи: Ирина Валерьевна
Добавить комментарий