Как правило причиной трудностей первых школьных лет становится противоречие между притязаниями и реальными достижениями ребёнка. Неправильное отношение младшего школьника к отметкам, его переживания по этому поводу, могут привести к неадекватности поведения. Основных причин неверной реакции на неуспех несколько:
- неуспех не снижает притязаний ребёнка;
- ребёнок не допускает мысли, что причины неуспеха могут быть в нём самом, винит в своих неудачах кого-то другого или обстоятельства;
- возникающее чувство обиды порождает уверенность в том, что к нему не справедливы.
Под влиянием этих переживаний у ребенка постепенно складываются отрицательные формы поведения и черты личности: повышенная обидчивость, упрямство, мнительность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, замкнутость.
Итак, все начинается с несовпадения притязаний и достижений маленького школьника: хочет получать пятерки, а преобладают четверки и тройки. Однако такое несовпадение само по себе не всегда приводит к возникновению аффекта неадекватности. Следовательно, его образование связано с какими-то дополнительными условиями. В чем же они состоят?
Всегда ли самооценка совпадает с реальными возможностями школьника? Практика показывает, что далеко не всегда. Родители любят, хвалят, одобряют, частенько бурно восхищаются своим чадом. Учитель же оценивает не ребенка «вообще», а лишь результаты его учебной работы. И тут ребёнок обнаруживает, что оценки учителя не совпадают с теми, к которым он привык дома.
В значительной степени эти несоответствия поначалу смягчаются тем, что маленький школьник ещё не вполне осознал, за что ему ставят оценки и каким образом оценивают и готов радоваться любой отметке. Впоследствии (в значительной степени под влиянием «разъяснений» в семье) переживания успеха и неуспеха и другие особенности поведения у него связываются с пятибалльной шкалой фиксированных оценок (пятерка-благополучие, тройка - радоваться нечего). А так как пятерки бывают не всегда, школьнику приходится время от времени испытывать далеко не радостные переживания.
Переживание неуспеха и неприятного опыта неудач часто приводит к тому, что прежде высокая самооценка школьника начинает колебаться, а затем снижается. Появляется потребность избежать этих переживаний или хотя бы ослабить их. Избавиться от частых переживаний неуспеха можно, снизив уровень своих притязаний и (или) повысив уровень достижений.
Возможен и ещё один способ ослабления переживаний, когда ребёнок начинает расценивать любой школьный неуспех как результат различных неблагоприятных внешних обстоятельств, а не собственного неумения или незнания. Такие объяснения ослабляют неприятные переживание, поэтому школьник легко принимает их и быстро усваивает. Причину любой неудачи теперь он толкует просто и легко: плохо, неряшливо написано упражнение - авторучка подвела; неправильно решена задача - условия непонятно составлены; плохо выучено стихотворение - оно слишком длинное и т. д. и т. п.
Бывает, что сами родители и даже некоторые учителя, желая избавить ребенка от переживаний неуспеха, предлагают подобные объяснения, не задумываясь о том, что это может иметь весьма опасные последствия! Несмотря на плохие отметки, ребёнок продолжает считать себя хорошим; неуспех не вызывает у него тревоги или каких-либо побуждающих к более здравой самооценке переживаний.
Вместе с тем, когда ребенок получает хорошую отметку, никому не приходит в голову хвалить перо, задачу или стихотворение - успех, даже случайный, обычно полностью приписывается самому ученику, его способностям, навыкам, стараниям и умениям. Результатом такого «преодоления» неудач и неуспехов в учебной деятельности оказывается, как правило, аффект неадекватности.
Вначале ребёнок не склонен обвинять в неудачах учителя; его авторитет довольно долго не подлежит сомнению. На этом этапе воспитательно-педагогические воздействия способны достигать цели и учитель ещё может объяснить ученику истинную причину его неудач и помочь.
Если учитель недостаточно внимателен к конкретным успехам маленького школьника, если он не помогает ему каждый раз увидеть определенную причину его неудачи и ликвидировать ее, если педагог все надежды возлагает на фиксированные оценки (отметки), возникает такая ситуация, когда ни сам преподаватель, ни тем более родители не могут помочь ребенку выйти из тупика.
Необходимо помнить, что сами по себе тройка или двойка не сообщают маленькому школьнику и его родителям, что конкретно он не умеет делать или делает неправильно. Отметки лишь констатируют: «посредственно», «плохо». А любая отрицательная оценка, не имеющая точного адреса, не указывающая на конкретное неумение, незнание, отсутствие того или иного навыка выглядит для него в этих условиях (ведь ребенок хочет и старается хорошо учиться!) несправедливой и, естественно, переживается как незаслуженная, обидная.
Учителю необходимо проанализировать вместе со школьником, что у него не получилось. Обвинения и упрёки без анализа, способны особым образом преломляться в сознании ребёнка, и он начинает обвинять в своих неудачах случайные обстоятельства, учебный материал, ручку или учебник.
Бывает, что ребёнок может объяснить свои неуспехи некоторыми собственными недостатками, ссылками на память («забыл»), внимание («просмотрел», «прослушал»), общее самочувствие («голова болела») и т. п. Если такие объяснения повторяются часто, учитель перестаёт их принимать и даже нередко приходит к выводу, что дело в серьезных недостатках личности ребенка («ленив», «глуп», «обманщик», «неспособный» и т. п.). И чаще всего эти обвинения оказываются уже не просто неточными, неверными, неадекватными, но и несправедливыми.
Здесь, если можно так сказать, один аффект неадекватности встречается с другим: такие несправедливые обвинения в адрес ученика следует рассматривать, по-видимому, как один из симптомов аффекта неадекватности, возникающего уже у самого учителя. Этот аффект возникает тоже на основе конфликта уровня притязаний и уровня достижений уже самого учителя: когда у него отсутствуют истинные представления о причинах неудач его учеников и его собственных неуспехов, когда он все надежды возлагает на стимулирующее действие двоек и троек.
При возникновении подобных ситуаций родители, как правило, не могут трезво и спокойно проанализировать истинные причины школьных неудач ребёнка и начинают обвинять либо самого ребенка, либо учителя. Обвинения, нелестные замечания в адрес учителя приводят к быстрому падению его авторитета в глазах школьника. Ребенок теперь может, долго не раздумывая, тоже обвинять во всех своих неудачах и неуспехах «плохого», «злого» учителя. Такой перекос во взаимоотношениях ученика и учителя - самое плохое, что может случиться.
Когда учитель, по идее - наиболее эффективный и знающий помощник ребенка в преодолении учебных трудностей, утрачивает свой авторитет, школьник начинает воспринимать не только всякую отметку, но и любое замечание, наставление, указание, не соответствующее его притязаниям, (вне зависимости от их обоснованности) как несправедливость, придирку, обиду. И ребенок замыкается в себе, остается один на один со своими бедами: родители помочь ему не могут, а помощь учителя он отвергает.
Почему же неудачи не учат маленького школьника «уму-разуму» и трезвой оценке собственных достижений? Здесь сказываются особенности этого возраста и действие некоторых психологических механизмов.
Поскольку ребёнок воспринимает неудачи как результат случайных обстоятельств или как следствие «злонамеренных действий» других людей, он и не переживает их как личный неуспех. А если «я тут ни при чем», то нет и поводов ни для снижения уровня притязаний, ни для мобилизации усилий, необходимых для повышения уровня достижений. А вот любой удачный результат деятельности воспринимается именно как личный успех, как результат своих усилий, умений, знаний, пусть даже это всего лишь случайный удачный ответ на уроке, или ответ по подсказке, или списанная у товарища работа.
Таким образом, отрицательные переживания, вызванные неуспехом, устраняются, а положительные переживания, вызванные даже и случайными удачами, выдвигаются на первый план. И хотя объективно радоваться нечему, собой ребенок доволен - вот только обстоятельства или учитель ему мешают. Образуются своего рода «розовые очки», сквозь которые ребенок благополучно взирает на свои школьные дела.
Как ни странно, аналогичные психологические механизмы сказываются и на деятельности учителя, однако у него, напротив, на первый план выдвигается коллекционирование неуспехов ученика, что дает, на его взгляд, все новые и новые подтверждения справедливости уже сложившегося педагогического «штампа»: «Сидоров иногда старается, конечно, но я совершенно уверен, что он просто не способен учиться на «хорошо»... Так образуются своего рода «черные очки» аффективного учителя. Подобная ситуация приводит еще к целому ряду тягостных последствий.
В семье тоже конфликт: между естественным желание родителей видеть в своем ребенке хорошего ученика и реальными его успехами. Родители очень часто не могут найти действенных мер и средств преодоления этого противоречия. Они не знают, почему ребенок плохо учится, в чем именно его неуспехи, и не представляют, как помочь ему поправить дело. Взрослые начинают обвинять то ребенка, то учителя. Довольно часто они пытаются поправить дело с помощью поощрений и наказаний и т. д. Однако каждая из этих, на первый взгляд, прямо противоположных воспитательных тактик ведет к тому, что противоречия, мучающие и ребенка и взрослых, не преодолеваются, а усугубляются. В лучшем случае это приводит к маскировке конфликта. Однако тактика такого рода не способствует ни умственному развитию ребенка, ни преодолению пробелов в его знаниях, ни критическому осмыслению им своих реальных возможностей. Истинные же причины конфликтов, бурных переживаний остаются не устраненными.
Конфликтные взаимоотношения учителя и ученика обычно отражаются и на отношениях этого ученика с одноклассниками. Сама по себе невысокая успеваемость ребенка, если учитель не высказывает свое подчеркнутое к этому отношение, может и не ухудшить его положения в классе. Но если в адрес того или иного ученика постоянно летят обвинения типа «глуп», «ленив», «неспособен», то в итоге это безоговорочно принимается; ведь в начальных классах авторитет учителя для большинства ребят является непререкаемым, значит, и для одноклассников этот ученик становится «глуп», «ленив», «неспособен». Заметно ухудшаются отношения такого ученика со сверстниками; дети в классе им пренебрегают, а иногда он попадает в полную изоляцию. В итоге одновременно ухудшаются взаимоотношения ребенка с учителем, родителями и одноклассниками. Это деформирует всю личность ребенка.
Аффект неадекватности, этот вполне закономерный результат неправильной педагогической практики (то есть переплетения деятельности учителя и ученика), неизбежно захватывает не только ученика, но и учителя. И для того чтобы школьник мог выправиться, необходимо не только изменение его внутренней позиции, по отношению к себе, своим притязаниям и возможностям - необходимо и изменение позиции учителя.
А родители - как быть им? Прежде всего, знать, что возможно такое стечение обстоятельств. И при явных симптомах этого не помешает квалифицированная педагогическая консультация, которую можно получить у руководства школы, учителей-методистов.
Добавить комментарий