Как интересно и одновременно сложно устроен наш мозг! Часто бывает, что человек в пожилом возрасте помнит какие-то песни или рассказы из своего детства, но забывает, куда положил очки; молодой человек знает ответы на все билеты к экзамену, но забывает взять с собой зачетку; или же ребенок может помнить в деталях, как впервые папа посадил его на велосипед, обучая кататься, но, собираясь в школу, постоянно оставляет дома сменную обувь. Давайте попробуем разобраться, как можно помочь детям максимально использовать потенциал своего мозга.
Родителям, особенно, важно знать, что память подразделяется на несколько типов: по наличию цели, по содержанию, по временным характеристикам и так далее, ведь именно родители могут и должны закладывать прочное основание для развития хорошей памяти своего ребенка. И должны они начать заниматься со своими детьми практически с рождения. Одна из главных задач, которую должны попытаться решить родители – это как можно раньше определить, к какому типу восприятия склонен их ребенок и, следовательно, выбрать наилучший для их ребенка метод подачи информации.
С целью определения, к какому типу памяти склонен ребенок, важно присмотреться к тому, что ребенок легче запоминает: возможно, это то, что он видит, или то, что слышит, или же то, что он может ощупать, потрогав руками. К примеру, ребенок может часами напролет читать стихотворение, пытаясь выучить его наизусть, и все напрасно. В таком случае, родителям стоит прочитать стихотворение, чтобы ребенок смог воспринять его на слух – в случае отрицательного результата, пусть ребенок также попробует написать слова стихотворения собственной рукой.
Следует помнить, что малыши пока не могут заставить себя намеренно что-то запомнить, этот процесс у них происходит непроизвольно, но стоит учитывать, что им легко запоминаются яркие, интересные события и занятия. Следовательно, родители должны заниматься со своими детьми в игровой, яркой, запоминающейся форме. Важно помнить: чем ярче занятие, тем дольше оно задержится в памяти ребенка. К примеру, если вы хотите, чтобы ребенок понял и запомнил, что такое красный цвет, соберите вместе много вещей красного цвета (предметы одежды, мягкие игрушки, книжки, карандаши, пластмассовое ведро и др.). Займите этими предметами как можно большую территорию и периодически повторяйте «красная юбочка, красный кубик и т. д.» Играя в подобные игры, ребенок задействует разные участки мозга, которые способствуют запоминанию.
Хотя мозг составлен очень сложно, его можно и нужно тренировать подобно обычной мышце. Как мышцы ослабевают без тренировок, также и мозг, и в частности, память утрачивают свои возможности. Общение служит одним из лучших факторов развития памяти. Поэтому родителям важно больше общаться со своими детьми, задавая им вопросы, подобные этим: «Что или кого ты сегодня видел?», «С кем разговаривал?», «Что делал?» А когда будете читать детскую книжку, пусть малыш рассматривает картинки, а вы задавайте вопросы по персонажам и их действиям.
С раннего возраста, где-то с полутора лет, можно прятать игрушку под одним из двух (позже трех) одинаковых полотенец. Ребенок должен ее найти. Такая игра не только интересна, но и способствует укреплению памяти.
С двух лет предлагайте ребенку игру «Кто ушел?». Кладем перед ним 3-4 игрушки, предлагаем ему запомнить их, затем убираем одну из игрушек, так, чтоб он не увидел какую, и спрашиваем «Кто ушел?». Подобная ей – игра «Кто пришел?». Даем возможность ребенку посмотреть, какие игрушки находятся перед ним, затем незаметно добавляем еще одну и спрашиваем «Кто пришел?». Такие упражнения развивают внимательность и зрительную память. С этой же целью можно использовать карточки с рисунками. Показываем ребенку карточку с простым рисунком (круг, овал, треугольник, квадрат), даем возможность, как следует ее рассмотреть, затем переворачиваем и просим малыша воспроизвести рисунок.
Одной из любимых может стать игра «Делай как я» - малыш должен под музыку повторять танцевальные движения или движения зарядки, показанные родителями. Это будет способствовать тренировке его двигательной памяти.
Чтобы развить ассоциативное мышление, можно предложить игру «Найди названный предмет». Для этого разложите перед ребенком карточки с нарисованными предметами. Вначале нужно рассказать ребенку о каждом изображении (клубника, огурец, апельсин), затем называем один из изображенных предметов и просим его найти. Со временем количество карточек должно увеличиваться. Можно также изменить форму игры, спросив «Что зеленого цвета?» или «Какой фрукт круглый?».
С целью развития логической памяти можно положить перед ребенком карточки, содержащие изображения животных и одну с изображением фрукта, или взять несколько кубиков и один мячик и спросить: «Что здесь лишнее?». Обязательно расспросите ребенка, почему он считает именно так.
Вы можете придумать и другие занятия и упражнения для развития памяти. Усложняйте их по мере взросления ребенка. Например, можно спросить у пришедшего с улицы сына, сколько машин стоит перед домом, есть ли среди них автомобиль красного цвета. У дочки можете спросить, например, сколько на туалетном столике мамы стоит баночек с кремом. Такие вопросы способствуют тренировке не только памяти, но и внимания, заставляют обращать внимание на повседневные мелочи. Помимо регулярных упражнений, не менее важны для развития и сохранения работоспособности памяти – правильное питание, здоровый сон, регулярные физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе.
Добавить комментарий