Сегодня к уровню подготовленности ребенка к школе предъявляются повышенные требования. Едва ли не с рождения родители усиленно занимаются всесторонним развитием и обучением своего ребенка. Многие дети к первому классу зачастую уже умеют читать и считать. Однако мало кто из родителей знает и задумывается о том, что для того, чтобы ребенок был готов качественно усваивать материал в школе, ему недостаточно одной интеллектуальной готовности. Подготовка ребенка к школе должна охватывать многие сферы.
В возрастной психологии есть такой термин психологическая готовность ребенка к школе. Это понятие включает в себя волевую, личностную и интеллектуальную готовность. Чтобы рассмотреть содержание каждого вида готовности, остановимся на особенностях развития ребенка в дошкольный период.
Во-первых, у ребенка в возрасте шести-семи лет заканчивается игровой период развития, то есть его можно заинтересовать не только игровым сюжетом, но и отвлеченными темами и предметами, не содержащими игрового элемента.
Во-вторых, в этот период значительно увеличивается словарный запас вашего ребенка, он способен складывать длинные предложения и выражать свои мысли.
В-третьих, этот возраст называют период «почемучек», так как дети становятся особенно любознательными и задают множество вопросов относительно устройства мира, в котором они живут.
В-четвертых, в старшем дошкольном возрасте формируются волевые компоненты характера.
Всем известно, что у каждого ребенка свои темпы и особенности развития, и для того, чтобы определить индивидуальную готовность к школе, необходимо оценить ее по основным компонентам: интеллектуальному, волевому и личностному.
Личностная готовность к школе заключается в умении устанавливать контакты и взаимодействовать с другими людьми, причем как с ровесниками, так и с взрослыми. Умение выражать свою точку зрения и участвовать в беседе позволят вашему ребенку занять определенное место в школьном социуме.
Волевая готовность подразумевает умение заниматься требуемым видом деятельности необходимое время. Учитель не даст вашему ребенку конфетку за то, что он спокойно просидел весь урок. В школе, как во взрослой жизни действуют совершенно другие системы стимулирования, которые должны быть понятны вашему ребенку. Так, похвалы или положительной оценки должно быть достаточно, чтобы ребенок прилагал усилия в учебе. Помните, что усидчивость и понимание необходимости того, зачем ребенок ходит в школу, тесно связаны.
Интеллектуальная готовность включает в себя совокупность знаний и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы. В возрасте шести-семи лет ребенок должен не только обладать определенным запасом слов, но также умением анализировать, обобщать и т.д. Будущий ученик должен знать, где он живет, кто и чем занимаются его родители, кто такие бабушка и дедушка, уметь перечислить времена года, назвать страну и город, в котором он живет и т.д.
Для определения психологической готовности к школе психологи часто используют методику Керна-Йерасека, которая включает три субтеста: рисунок человека (характеризует уровень общего психического развития), срисовывание формальной схемы расположения точек (оценивает умение действовать по формальному правилу), списывание предложения (диагностирует представление о деление речи на слова и отдельные буквы).
Если вы подозреваете, что ваш ребенок еще не достаточно готов к школе по одному из параметров, следуйте нашим советам.
Во-первых, больше разговаривайте с ребенком. Не думайте, что он еще маленький, общайтесь с ним как со взрослым. Если он задает вопросы, отвечайте на них развернуто, объясняя причинно-следственные связи между явлениями.
Во-вторых, развивайте у вашего ребенка умение анализировать и обобщать. Для этого обсуждайте с ним недавно просмотренные фильмы, сказки или мультфильмы, просите его пересказать вам тот или иной сюжет и выразить свое отношение к происходящему.
В-третьих, старайтесь вырабатывать у ребенка усидчивость. Приучайте его к режиму, пусть он помнит, что в определенное время он должен просыпаться и засыпать, а в определенное заниматься.
И, главное, помните, если вы поторопитесь, и ребенок пойдет в школу психологически не готовым, вы столкнетесь с множеством трудностей его адаптации, поэтому уделите этому вопросу пристальное внимание заранее.
Автор статьи: Маслова Юлия Николаевна
Добавить комментарий