Дети любят, очень любят рисовать!»
Так поется в одной веселой детской песенке, и это действительно правда. С самого раннего возраста рисование становится одним из излюбленных занятий малышей. Дети рисуют карандашами на бумаге, мелками на асфальте, красками на ковре, фломастерами на обоях…
Спонтанный рисунок ребенка – это его способ самовыражения. В детском рисунке отражаются переживания ребенка, его тревоги и страхи, радости и сокровенные желания. Рисуночные методики широко используются детскими психологами в целях диагностики психического состояния и личностных особенностей их маленьких пациентов. Но и заботливые родители не упустят возможности проанализировать рисунок своего малыша и всегда обратят внимание, если в рисунках появились какие-то повторяющиеся элементы, резко изменилась предпочитаемая цветовая гамма или характер рисования. Все это может говорить об изменениях эмоционального состояния ребенка.
Безусловно, провести полный анализ детского рисунка под силу только профессиональному психологу. Но может ли неспециалист, то есть обычная мама, «расшифровать» скрытое содержание детского рисунка и как это сделать?
Для анализа лучше всего подойдут карандашные рисунки. Описанные далее закономерности справедливы для рисунков детей в возрасте примерно с 4-х лет.
Рассматривая рисунок ребенка, прежде всего, обратите внимание на его цветовую гамму.
Следующим значащим фактором является нажим, с которым выполнен рисунок. Слабый нажим характерен для застенчивых детишек, если же ваш малыш к таким не относится, это может указывать на снижение настроения, усталость и снижение жизненного тонуса. Чрезмерно сильный нажим говорит о том, что ребенок находится в стрессовой ситуации, в состоянии эмоциональной напряженности, имеет нереализованные агрессивные тенденции. Обратите внимание на характер линий на рисунке. Выполнение прямых линий короткими штрихами – признак неуверенности в себе и повышенной тревожности. Также на состояние тревоги, переживание стресса указывает большое количество штриховок на рисунке.
Другой немаловажный момент – расположение рисунка на листе бумаги и его размер. Так, если ребенок располагает рисунок в углу листа, оставляя основное пространство незаполненным, это может говорить о сниженной самооценке и неуверенности в собственных силах. Напротив, если детский рисунок «выходит» за края листа, ребенку как будто бы не хватает листа бумаги, это указывает на недостаток самоконтроля у ребенка, экспансивность.
Для получения более конкретной информации необходим углубленный анализ деталей содержания детского рисунка.
Если что-то в рисунке вашего ребенка вызывает у вас беспокойство, не спешите бить тревогу. Понаблюдайте за малышом, постарайтесь уделить ему чуть больше времени, будьте ласковее и внимательнее и, возможно, проблема решится сама собой. Если же ребенок продолжает рисовать тревожащие вас рисунки, обратитесь за консультацией к психологу в школе или детском саду.
Автор статьи: Суздалева Марина Александровна
Добавить комментарий